Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идиот

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним15 ноября 2016 г.

    А что если "Идиот" - это одна из первых психологических драм?

    (рецензия направлена на обсуждение с уже прочитавшими книгу людьми и не рекомендуется не читавшим в виду "спойлеров")

    Вот наконец и я добрался до одного из самых известных и сильных романов Ф.М.Достоевского "Идиот". В нём прекрасно всё: невероятно целостные персонажи, показанные в динамике, захватывающий сюжет, глубокие философские размышления, подтверждающиеся в последствии в разворачивающейся истории.
    Достоевский в образе князя Мышкина хотел показать максимально положительного героя, который сродни Христу испытывал бы сострадание, участие, любовь к ближнему, подставлял бы вторую щеку, после получения удара по первой и далее по списку, но при этом был невероятно наивен и "не адаптирован" к жизни в обществе. (кстати похожие герои фигурируют и в современных произведениях: например, главный герой в фильме гениально Тима Бёртона "Эдвард Руки-Ножницы").

    Но что мы видим в итоге, после окончания основной истории? Мышкин оказался в том же месте и в том же состоянии как до начала описываемых событий - в лечебнице, испытывая симптомы своего умственного заболевания. На какие мысли меня навел данный сюжетный поворот? Уже после прочтения меня осенила такая идея: что если описываемые в книги события происходили лишь в воспаленном от болезни сознании князя?

    Ведь на протяжении всего повествования князь испытывал только два припадка "падучей", а в остальное время не показывал никаких симптомов умственного заболевания. При том, что в начале романа упоминалось о неизлечимости князя и именовании его пожизненным идиотом.
    Быть может он действительно выезжал за пределы лечебницы и присутствовал при всех описанных событий, однако всегда оставался в стороне, а свою главную роль лишь воображал в мечтах и при условиях отсутствия болезни. Либо же история целиком разворачивалась в его воображении, основываясь на услышанных рассказах и газетных статьях, а он при этом не выезжал из Швейцарии.
    Конечно, можно провести детальный литературный анализ для подтверждения/опровержения данной теории, но за неимением навыков и времени, я просто делюсь своим ощущением.

    Идея номер два относится к персонажу по фамилии Рогожин. Опять же учитывая идиотизм главного героя, Рогожин может быть просто вымышленным князем персонажем, который вобрал в себя все негативные черты характера князя. Данную идею подтверждает факт схожести судьбы персонажей (оба неожиданно получили немереное наследство), а главное - финальная сцена. Кроме того, сам Рогожин очень молчалив, почти не участвует в событиях, а Ипполит вообще описывает его как какого-то дьявола. Да, моя теория приводит к тому, что в своём воображении князь Мышкин сам убил Настасью Филипповну и "свалил" это на своего вымышленного антипода Рогожина.

    Мне было бы интересно подискутировать насчет данной идеи с читавшими произведение людьми. А то может я и сам свихнулся, напридумывав таких сложных идей. Что вы думаете по этому поводу?

    5
    104