Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Саламбо

Гюстав Флобер

  • Аватар пользователя
    tratatarik12 ноября 2016 г.

    "Если исторический роман так же скучен, как научная книга, то, прошу прощения, значит, искусство в нем отсутствует". Г.Флобер

    После написания «Госпожи Бовари» Флобер погружается в историческую тему. И «Саламбо» уже исторический роман. В основу этого сюжета положены события реальные, проходившие в Карфагене.Но внимание Флобера привлекает не противоборство Карфагена и Рима, а внутренний конфликт – война аристократической республики и восставших против нее наемников и рабов.

    Флобер преобразует научную хронику в живописную картину мира древности. Исследуя истоки несметных богатств правителей Карфагена, обеспечивших политическое могущество аристократической республики, Флобер заключает:


    «Эти старые пираты возделывали поля руками наемных рабочих; эти купцы, накопившие деньги, снаряжали суда, а землевладельцы кормили рабов, знающих разные ремесла. Все они были хитры, беспощадны и богаты»

    .

    Типичный представитель этого мира власть имущих - Гамилькар Барка, хитрый государственный деятель, беспощадный в своих действиях военачальник, алчный купец, свирепый эксплуататор принадлежащих ему рабов, семьянин, рьяно защищающий свои отцовские права. Против Гамилькара и ему подобных и обращен гневвосставших наемников и рабов.

    Оправдывая это восстание самими условиями жизни, Флобер, однако, изображает его как стихийное бедствие, угрожающее основам цивилизации, как разгул жестоких страстей, низводящих человека до примитивного уровня страшного в своей кровожадности зверя. Не знающая границ «животная» жестокость и уравнивает - в восприятии Флобера - восставших с их врагами.

    Изображению войны-бойни, представленной в беспощадно натуралистическом виде, отведена значительная часть романа. Именно в этой «домашней войне», обескровившей Карфаген, писатель и видит едва ли не главную причину поражения республики в борьбе с Римом.

    Почему роман актуален?

    Рассуждая о поэтике исторического романа, Флобер настаивает на необходимости его органической связи с проблемами современности. Он смотрит на эти события глазами француза 60-х годов 19 века. В исторически достоверном изображении «домашней войны» Карфагена писатель открывает общность с главным конфликтом его современности - антагонизмом ущемленных в законных правах пролетариев и их эксплуататоров, власть имущих буржуа. Этой общность и определяет актуальность романа.

    Детально воспроизводя картину войны, Флобер пишет:


    «Это История, я понимаю. Но если роман так же скучен, как научная книга, то прошу прощения, значит, искусство в нем отсутствует».

    Любовь и страсть - как повод "осовременить" роман.
    И чтобы сделать роман увлекательным для читателей, автор создает любовную интригу. В основе ее - постоянный для писателя интерес к миру чувств и в особенности к чувству любви (кто прочел хоть одно произведение Флобера, тот поймет меня). В изображении этого чувства Флобер стремится всегда быть максимально правдивым. Но какой была любовь в давнопрошедшие времена Карфагена? И как сделать «язык» этого чувства понятным современному читателю?


    «Я отдал бы полстопы заметок, которые сделал за пять месяцев, за то, чтобы хоть на три секунды ощутить настоящее волнение от страсти моих героев»

    - пишет Флобер, признаваясь, насколько трудным является для него на этот раз перевоплощение не просто в другого человека, но в человека несхожей с его временем дохристианской эпохи.

    Религия как неотъемлемая часть древнего человека и, следовательно, исторического романа.
    Во имя постижения психологии античных героев писатель погружается в изучение древнейшей религии, отразившейся, по его убеждению, на особенностях духовного мира и нравственности человека той поры. Именно через религию открывается Флоберу специфика любви его героев, принадлежащих к разным социальным мирам и потому фатально разъединенных жизнью: Саламбо - дочь военачальника Карфагена, Мато - вождь восставших. Воспитанная в строгих нормах религиозной морали верховным жрецом дочь Гамилькара мистически предана богине любви Танит. Мато для нее - варвар. Его, смелившегося
    похитить священное покрывало Танит, Саламбо -жрица богини, должна ненавидеть. Однако чувство, пробужденное в ней мужественной красотой и страстью юного варвара, совсем не похоже на ненависть. Испытывая дотоле неведомую ей истому и трепет, Саламбо принимает пробуждающуюся любовь за мистическое влечение к богу войныМолоху, принявшему облик Мато, который впервые предстал перед девушкой с прекрасным лицом, обагренным кровью.

    Осложнено, преображено религией и чувство Мато. В противоположность юной жрице, он, не однажды познавший любовь, охвачен всепоглощающей страстью к Саламбо, но отказывается от физического обладания ею. Опьяненный мистическим экстазом, Мато принимает девушку за саму богиню Танит, полонившую его неземной красотой. К чему это приведет - узнаете, если осмелитесь прочитать роман :)

    Встреча критиками
    Официальной критикой новое произведение было встречено холодно. Церковью его автор был предан анафеме. Но роман нашел своих почитателей. Среди них был и В. Гюго, писавший Флоберу:


    «Это прекрасная, сильная и содержательная книга. Вы воскресили давно ушедший от нас мир и этот изумительно воскрешенный мир обогатили захватывающей драмой».
    6
    1,6K