Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Lady Chatterley's Lover

D. H. Lawrence

  • Аватар пользователя
    Selena_45111 ноября 2016 г.

    Прочесть Лоуренса меня сподвигла лекция нашей замечательной преподавательницы по зарубежке и цитата из статьи Фицджеральда «Отзвуки века джаза»:


    Сперва выяснилось, что жизнь Дон Жуана весьма интересна ("Юрген", 1919);… затем мы узнали, … что красивые английские леди часто склонны к разврату ("Зеленая шляпа", 1924), а точнее, посвящают разврату большую часть своего времени ("Водоворот", 1926), и очень хорошо делают ("Любовник леди Чаттерлей", 1928)…

    Конечно, для начала следует ответить на вопрос, который больше всего интересует обывателей – это порнографический роман или нет? Потому что спорят об этом до сих пор, и к роману относятся очень неоднозначно: кто-то считает это порнографией, кто-то провозглашает жемчужиной английской литературы. Итак, мой ответ – нет, конечно, нет. На самом деле, роману очень не повезло с репутацией. Сразу после выхода романа, в 1928 году, роман в Великобритании был признан аморальным, запрещен, а существующий тираж уничтожен. Затем он был напечатан в Америке. И лишь в 1960 году после громкого судебного процесса запрет был снят, а роман реабилитирован. Про этот процесс даже фильм сняли. Но скандальный шлейф тянется за романом до сих пор.

    Само собой, что современников этот роман шокировал своей откровенностью: как же прямым текстом указаны названия половых органов и самого процесса, к тому же главные герои из разных социальных слоев. Позор! Разврат! В связи с этим мне вспоминается один анекдот: дали разрешение напечатать роман, но все наборщики оказались благочестивыми англичанами и отказались наотрез. Тогда эту работу поручили итальянскому наборщику, который плохо понимал по-английски, но перед этим поинтересовались: «Вас не смущает, что в романе описывается то-то и то-то». Итальянец ответил: «Да нет, мы этим с женой каждый вечер занимаемся». Так что мы, слава богу, не викторианские читатели, нас в этом плане мало чем удивишь. В любой современной романтической комедии постельные сцены гораздо пошлее, чем поэтичные описания Лоуренса.

    На самом-то деле роман не столько о любовных игрищах, сколько о разрыве человека с природой (в широком смысле). Лоуренс изображает процесс разрушения личности, ее однобокого, уродливого развития, то, как в человеке извращается созидательное начало, что в итоге приводит к духовному омертвению. Автор пропагандирует «естественного человека». Если внимательно читать, то становится понятно, что большое значение в романе имеет образ поселка шахтеров. Вы посмотрите, как описывает их писатель – скрюченные, скособоченные, уродливые, будто бы пригибающиеся к земле. То же касается их домов, даже их мыслей. Шахта – становится символом разрыва человека с природой, неким злом, которое разрушает гармонию.

    Поэтому тема секса выступает лишь как вариация более широкой, выше названной темы. Это не типичный любовный треугольник, когда надо выбрать между любовником и мужем. Это выбор между двумя типами отношений – между исключительно интеллектуальными, рациональными отношениями, исключающими любые сексуальные проявления (Клиффорд Чаттерлей) и между эмоциональными, чувственными отношениями, в которых секс выступает как основа (Оливер Мэллорс). Кстати, «умствования» Чаттерлея и его друзей, которые уверены, что живут высокодуховной жизнью, гораздо пошлее, грязнее и развратнее, чем отношения Конни с лесником. Так вот, Лоуренс подталкивает нас к выводу, что любовь и секс -это неразделимые вещи, а главное, что секс- это часть гармоничного развития человека. Обратите внимания, что любовь Конни и Мэллорса зарождается в лесу и протекает на фоне природы, что опять-таки подводит нас к идее о «естественном человеке».

    Да! Само собой, что роман проникнут фрейдистскими идеями, поэтому без минимальных знаний об этом течении понять некоторые сцены будет затруднительно. Например, в финале романа, когда Конни уже уходит от мужа, поведение Клиффорда – сплошной Фрейд. Фрейдисты тихо плачут от счастья в уголке и записывают, записывают, записывают.

    Есть замечательное эссе Лоуренса «По поводу романа «Любовник леди Чаттерли», где он все это замечательно объясняет. Своеобразный манифест к роману.

    PS Дорогой Лоуренс, поверь мне, что мужчина в красных обтягивающих штанах – это далеко не так мужественно, как тебе, возможно, казалось. Хорошо,что ты не дожил до этого дня. Думаю, ты бы очень удивился.

    12
    232