Рецензия на книгу
Мертвые души
Н. В. Гоголь
Аноним11 ноября 2016 г.И находишься, брат в эмпиреях!
Со временем (если, конечно, время совпадет с таким же временным настроем души), когда позади учебно-назидательные разборки литературы, и багаж лет за спиной, как туго наполненный рюкзак, подчас неподъемный, вдруг приходит желание многое пересмотреть, перечитать, переосмыслить.
Мне как-то яростно захотелось перечитать Гоголя и, именно «Мертвые души», после того, как я прочитала переписку Гоголя с друзьями и современниками в книге Вересаева, и о его мучительной работе над поэмой, мое желание подогрелось еще больше.
Чтение Гоголя доставило, так сказать «повторное» удивительное наслаждение. Его язык, рассуждения, образы наполняются новыми красками и ощущениями. Или иными словами, словами Гоголя, «позволь, душа, я тебе влеплю один безе».
Божественное пламя таланта автора и грозная вьюга вдохновения делают равно чудными стекла, озирающие солнце и передающие движения незамеченных насекомых, а для этого много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни и возвести ее в перл создания.
После чтения посмотрела замечательный фильм из 1984 года, снятый режиссером Михаилом Швейцером , «Мертвые души»: в роли Чичикова Александр Калягин, в роли Манилова Юрий Богатырев и жена его душечка - Лариса Удовиченко, Плюшкин – Иннокентий Смоктуновский, а Собакевич – Невинный, в роли автора Трофимов. Фильм снят так близко по-Гоголю, что можно открыть книгу и, как суфлер, следить за актерами и их игрой. Несколько вечеров, проведенных в компании с Гоголем и талантливейшими русскими актерами, были «самой субдительной сюперфлю», слово, которое у Ноздрева означало самую высочайшую точку совершенства.
Но существует некая капля дегтя в бочке с медом.
Недавно прочитала книгу Владимира Набокова «Лекции по русской литературе», прочитанных им студентам отделения славянских языков Калифорнийского университета.
Набоков, к мнению которого я прислушиваюсь, утверждает, что «искать в «Мертвых душах» подлинную русскую действительность так же бесполезно, как и представлять себе Данию на основе частного происшествия в туманном Эльсиноре. А уж если речь зашла о «фактах», то откуда Гоголю было приобрести знание русской провинции? Восемь часов в подольском трактире, неделя в Курске, да то, что мелькало за окном почтовой кареты, да воспоминания детства о чисто украинском детстве в Миргороде, Нежине и Полтаве? Но все эти города лежат далеко от маршрута Чичикова. Однако что правда, то правда «Мертвые души» снабжают внимательного читателя набором раздувшихся мертвых душ, принадлежащих пошлякам и пошлячкам и описанных с чисто гоголевским смаком и богатством жутковатых подробностей, которые поднимают это произведение до уровня гигантской эпической поэмы – недаром Гоголь дал «Мертвым душам» такой меткий подзаголовок. В пошлости есть какой-то лоск, какая-то пухлость и глянец, ее плавные очертания привлекли Гоголя как художника.
А сам Чичиков – всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола, адский коммивояжер, как могли бы назвать в акционерном обществе «Сатана и К». Пошлость, которую олицетворяет Чичиков, - одно из главных отличительных свойств дьявола, в чье существование Гоголь верил куда больше, чем в существование Бога».
И еще ,в своей лекции Набоков цитирует мнение Андрея Белого. Андрей Белый, этот гений въедливости, усмотрел, что вся первая часть «Мертвых душ» - это замкнутый круг, который вращается на оси так стремительно, что не видно спиц; при каждом повороте сюжета вокруг персоны Чичикова возникает образ колеса.
Снова покинув Россию в мае 1842, Гоголь возобновил свои странные странствия. Вертящиеся колеса соткали ему ткань первой части «Мертвых душ; круги, которые он описывал во время своих первых путешествий по мелькающей Европе, завершилось превращением Чичикова в крутящийся волчок, в туманную радугу; физическое кружение помогло автору погрузить себя и своих героев в калейдоскопический кошмар, который простодушные читатели много лет кряду принимали за «панораму русской жизни».
Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять почему продрогшие немцы проиграли свой блиц, если вас интересуют «идеи», «факты» и «тенденции» - не трогайте Гоголя. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение. Доступ закрыт.
Его произведения, как и всякая великая литература, - это феномен языка, а не идей»…
Возникает вопрос, кто же прав? И нужен ли ответ на этот вопрос ?17639