Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Двенадцать стульев

Илья Ильф, Евгений Петров

  • Аватар пользователя
    Аноним7 ноября 2016 г.

    Хо-хо.
    Книга гениальная. Она гениальна хотя бы тем, что за всеми этими хихи и хаха стоит невероятно мрачная история. Я имею в виду не только финал. Я имею в виду самую суть произведения.
    Вот говорят, "лихие 90-е, лихие 90-е"... А двадцатые-то были не менее лихими. Власть переменилась, а в головах у людей такой бардак, что хоть святых выноси. И бардак неудивителен, поскольку:

    Актерки, танцорки - строптивый народ,
    хотите - на выход, хотите - в расход.

    Какие персонажи!.. Каждый, даже эпизодический герой - маленький шедевр сам по себе. Тот же мастер Безенчук. Практически гоголевский маленький человек. Как и карикатурист-фельетонист, работающий практически задарма. А мадам Грицацуева с этими ее ужимками? А совершенно невероятный Альхен? Здесь уже не Гоголь, здесь практически Достоевский с его удивительно четкой и актуальной в любые времена классификацией подлецов. Помните, да? Первая категория подлецов - тот, кто творит подлость и стыдится этого, вторая категория - тот, кто творит подлость и не знает этого, и третья - "самые наиподлейшие подлецы".
    Не знаю, как по мне, эта книга сильна именно эпизодическими персонажами. Хотя и главные герои удивительно самобытны. Каждый из троицы, Ося Бендер, Киса, и отец Федор - просто невероятные по своей трагичности фигуры... Признаюсь, трагизм каждого из них я стала реально ощущать, когда герои попали на Кавказ.

    И улица пахла, как свежий чанах,
    и каждая ветка чирикала - вах!

    Именно там чувствуется весь мрак происходящего. Мрак и безнадежность. Все кажется каким-то недобрым (как же мастерски авторы переходят от шутливого тона к серьезному!). Мы-то уже знаем, что герои обречены. И как же больно читать о том, как прошедший "и Крым и Рым" Воробьянинов, на миг вспомнив, кем он является, гордо выпрямляется и пытается бунтовать. Не против Оси - ни Боже упаси, Ося такая же жертва. А против всего того, что с ним произошло.
    Отец Федор... А ведь это почти страшный персонаж. Не ревнитель, не фанат, он просто очень хочет жить. При любой власти. И что такого криминального в желании заиметь свечной заводик?.. И все же, его жалко. Я даже не знаю, когда именно он сошел с ума - когда узнал о бриллиантах, или когда попросил свою Катю прислать ему 230 рублей... И Катю жалко. И мадам Грицацуеву. И мастера Безенчука.
    Что же до Ипполита Матвеевича, то мне не то, чтобы жалко... Мне просто больно.

    Как зябко, однако, в безлюдной Москве!
    Но горный мотивчик журчит в голове...

    Не жалко, разве что, Эллочку. И еще Персицкого. И Кислярского. А вот Пашу Эмильевича и Ко - тоже почему-то жалко...

    Какая эпоха! Какая страна!
    И сердце поет: - На-ни-на, на-ни-на...

    17
    122