Рецензия на книгу
Вечер у Клэр. Ночные дороги
Гайто Газданов
Аноним7 ноября 2016 г.Мы не в изгнании, мы - в послании (с)
Читать Газданова - наслаждаться красивейшим туманно-витиеватым слогом... Изысканными описаниями, потоками мыслей-воспоминаний... Когда книга была уже прочитана, стало понятно, что отношение к романам диаметрально-противоположное.
"Вечер у Клэр" я оценила бы на ***. Ибо кроме поразительного языка, все остальное - туман и тлен. Поток сознания, сплошной ручей воспоминаний, как будто автор сидел и записывал все подряд, что всплывало в памяти. Начало - свидание с любовью всей жизни - и тут же нас подхватывает и уносит в картины детства, юношества, учения... Родители, друзья. Вот и снова Клэр (совершенно пустая особа на мой взгляд), о которой мы периодически забываем. Я не поняла, зачем было мемуары юности связывать с любовной историей, начинать и заканчивать ею - эти линии никак не связаны. Идет речь о взрослении, революции - автор уходит на войну. И тут большой вопрос - Газданов ничего не пишет о своем отношении к происходящему, просто констатирует, что пошел на фронт, якобы потому, что хотел знать что такое война. Примкнул к белой армии, так как находился на ее территории. Вот и все. Это и вся причина? Судя по написанному, у героя не было никаких убеждений - он плыл по течению, куда вынесет. Участие в войне, также сплошной поток сознания - пушки, выстрелы, грохот, люди, проходящие мимо как призраки. Такое впечатление, что герой просто присутствует там, ему все равно, как сложится дальнейшая судьба страны... Ну пусть все равно. Зачем тогда идти на войну, бросать мать, и так потерявшую все? Нет, я не поняла такого отношения. Затем - бегство, отплытие - и опять он не чувствует, что покидает родину, не вспоминает о матери - зато перед глазами Клэр в "меховом облаке шубы"... Видимо, происходящее настолько притупило эмоции, что воображение цепляется за "прекрасный образ" как за соломинку...
"Ночные дороги" - совершенно другое впечатление. Поразительная панорама ночной жизни Парижа - не тот, желанный "прекрасный" Париж, а проститутки, нищие, алкоголики, бродяги, сумасшедшие.
Конечно, это объяснялось еще и тем, что население ночного Парижа резко отличалось от дневного и состояло из нескольких категорий людей, по своей природе и профессии чаще всего уже заранее обреченных.Всех автор видит вблизи, работая ночным шофером, всех наблюдает, запоминает. Это калейдоскоп раздавленных судеб, неизбежно катящихся вниз и вниз. Потрясающие проститутки (впервые встречаю таких после "Тропика Рака"). Например Жанна Ральди - куртизанка, познавшая, подобно героиням Бальзака и блеск и поклонение - а в конце жизни страшную нищету, унизительную работу, болезни, предательство. Или красавица Алиса - а ведь могла бы, благодаря своей внешности и наставнице достигнуть многого! Автор сочувствует и понимает их, старается помочь по мере своих (весьма небольших) возможностей. А сколько еще таких, кого никто не выслушает, не доведет до дома, кто умрет ночью на улице, в холоде и грязи...
Всегда, каждую ночь я встречал нескольких сумасшедших; это были чаще всего люди, находящиеся на пороге сумасшедшего дома или больницы, алкоголики и бродяги. В Париже много тысяч таких людей.7110