Рецензия на книгу
Рабыня Гора
Джон Норман
Kirchan6 ноября 2016 г.Рабыня вздора
По-моему, эта книга вполне может претендовать на звание самой бредовой в истории фэнтези.
Содержание в двух словах: поработить женщину, выпороть женщину, изнасиловать женщину, при необходимости повторить. К слову, подобная необходимость возникает ОЧЕНЬ часто. Именно поэтому по мере прочтения складывается странное впечатление: казалось бы, все это должно внушать ужас обилием изощренного насилия, однако вызывает лишь скуку из разряда: "Опять там кого-то насилуют... чайку, что ли, заварить..." По обилию БДСМ-ного текста книгу можно было бы отнести к порнографии, но и туда не попадает, потому как само описание процесса как таковое отсутствует. Вместо него зачастую приводятся ну очень глубокомысленные излияния героини, как правило, о том, как ужасно ей жилось на ханжеской, лицемерной, загрязненной Земле и как вольно дышится на планете Гор женщинам в кандалах и ошейниках. Конечно, если вспомнить Эпикура, заключенный в темнице может чувствовать себя более свободным, чем царь, но тут, сдается мне, эта идея истолковывается как-то превратно.
О плюсах книги: автор очень старательно описывает разнообразные аспекты жизни на планете Гор: от фауны до политики, от оружия до сельского хозяйства. И все бы ничего, если бы к этим описаниям не прилагались измышления автора, вкладываемые в уста героини - от некоторых выкладок меня охватывал прямо-таки гомерический хохот. Взять хотя бы рассуждение, что естественный отбор способствовал тому, что мужчины мощнели, а женщины - слабели, дабы более ловко им подчиняться. Ну а функция деторождения, по всей видимости, крепости тела и духа не требует. Правда, что именно было у автора по биологии, становится понятно, как только встречается мохнатый! шестилапый! крокодил, который представляет собой основного хищника этой экосистемы. Что называется, много думал. Присутствуют также перлы в духе: "Ошейники - лучшие друзья девушек" - то бишь, самая изысканная деталь дамского туалета, вплоть до простой веревки на шею. Вот о чем не подозревают глупые землянки: удавку на шею - и ты неотразима! Имеются также неумеренные восторги по поводу безупречного чувства стиля жителей Гора: действительно, что может быть проще и изящнее, чем хорошо пригнанный по фигуре мешок с дырками? Куда уж там кимоно и сари...
К слову о глупых землянках: МНОГОкратно высказывается мысль, что землянки не годятся ни на что, кроме как быть рабынями для чувственных утех, потому как в глубине души они все... женщины воздушного поведения. Да и вообще, Земля - планета дегенератов, в отличие от мужественных, сильных, ловких, умелых, стойких, но беспросветно тупых горианцев. В последнем можно убедиться по хитрым уловкам героев в духе телепузиков, которые неизменно увенчиваются блестящим успехом. В общем, эту часть его философских воззрений я обсуждать не буду, что называется, жене автора с этим жить.
Главная героиня, Джуди Торнтон: очень хочется ей сочувствовать, потому что с ней все время случаются очень нехорошие вещи, но не получается, потому что она - тупая корова. Вернее, еще хуже, ведь коровы, по крайней мере, отличаются последовательностью, а у Джуди в голове творится сущий винегрет: сначала она укрепляется в мысли, что она - гордая землянка и ни за что не поддастся постыдному влечению к местным варварам. Хватает ее ненадолго - в среднем, секунд на пять - ровно настолько, чтобы успеть додумать эту мысль и перейти к следующей: но как могу я, слабая женщина, подавить влечение к этим великолепным самцам. Далее все повторяется сначала, так что сама собой рождается мольба: "Женщина, вы хоть определитесь!" Маленький спойлер: определится она не раньше, чем к финалу. Возможно. Прочие женщины появляются на сцене, лишь чтобы выразить свою всемерную преданность институту рабства и уйти в тень. Главный герой - ничего особенного собой не представляет, пока не выдает гениальную сентенцию: если мужчина привязывается к женщине, то становится слабым. И бороться с этим можно одним способом - сбыть ее с рук. Эх, бедные неполноценные земные мужчины, не знают, что женщина годна лишь на то, чтобы либо ее презирать, либо от нее избавиться - достичь этих вершин мысли сумел лишь народный герой Стенька Разин. При этом мистер Решительная Несгибаемость и на этом остановиться не может, скатываясь до драмы в духе "Анжелики и султана".
А теперь о сюжете. Он, вроде как, присутствует, но движется в каком-то странном темпе, под стать пресловутому шестилапому крокодилу: то замирая на пол-книги, то совершая какие-то немыслимые кульбиты, то откалывая такие коленца, что буквально пропадает дар речи, когда сидишь, хлопая глазами, думая, не приснилось ли тебе это все, пока ты дремал над сценой очередного просветления героини. Временных скачков туда-сюда так много, что напрочь теряется ощущения временного континуума как такового, вплоть до того, что становится невозможно понять: то ли это происходит с героиней в настоящий момент, то ли в ее воспоминаниях. В начале каждой главы она непременно оказывается... где-то, причем пояснение, как она, собственно, туда попала, содержатся ближе к середине главы, так что поначалу долго не можешь сориентироваться, что это вообще за место и кто все эти люди. Помимо этого в рассуждения героини все время закрадываются сведения, которыми она ну никак не могла владеть на настоящий момент - приходится в очередной раз со вздохом признавать: "Видимо, это ей рассказал... кто-то... когда-то...". Из-за этого тоже здорово сбивается восприятие: мне кажется, что, если повествование ведется от лица попавшего в какие-то неведомые края героя, то читатель, по идее, должен узнавать все вместе с ним, а не так: "А вот этого я на тот момент не знала, но порассуждать об этом мне хочется сейчас". И рассуждения, рассуждения, рассуждения. Продираясь через все эти чудеса композиции, я как-то наткнулась на полностью повторяющийся абзац. В пределах одной страницы. Занавес.
От финального хэппи-энда у меня возникло чувство, что я походя приложилась обо что-то головой; сопоставимым с этим было бы, пожалуй, бесконечное чаепитие в Средиземье, на котором Саурон заботливо подливает Фродо чай, делясь с ним планами дальнейшего истребления людей, эльфов и прочих хоббитов, Арагорн понимающе кивает: "Да-да, мы совсем от рук отбились", а Фангорн делится с Саруманом соображениями о свойствах различных видов древесины.61K