Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним5 ноября 2016 г.

    Непонятное впечатление от книги у меня сложилось. Беря в руки антиутопию, кажется, что ты прочитаешь о мире, который тебя ужаснет. А потом вместе с главным героем ты будешь его разрушать. Но... вот как-то не сложилось.

    Мир Хаксли выверен до мельчайших деталей. И он вполне жизнеспособен. И при отсутствии сбоев и проявления самосознания у жителей мира он вполне может функционировать. И нести каждому жителю стабильность и счастье. Это ли антиутопия? Для жителей «цивилизованного» мира Хакси – это рай на Земле. Неважно кто ты – альфа, бета, дельта или даже эпсилон-полукретин, ты счастлив и уверен в завтрашнем дне. Ты знаешь, что ты на своем месте, ты уверен, что быть кем-то другим ужасно, ты лишен всяких сомнений. Это ли не счастье? Ты рад проводить досуг, как тебе предлагает государство, ты рад своей работе, ты всегда молод и здоров, ты избавлен от страстей и от привязанностей, и смерть не печалит тебя. А если ты вдруг все-таки опечалился, то всегда можешь исправить это парой крупиц сомы – наркотического порошка, не причиняющего вред здоровью, если не злоупотреблять. Я, честно, не смогла заставить себя ненавидеть этот мир. Возможно, я действительно оцениваю стабильность и счастье выше, чем свободу и высокое искусство.

    Если рассматривать мир, созданный Хаксли, как «сферического коня в вакууме», и смотреть на него изнутри, то это идеальный мир. И кажется страшным он только с позиции человека, не взрощенного этой системой. С позиции Дикаря, главного героя этой книги. Ну, или одного из. По крайней мере, это тот герой, что противопоставляется «утопичному» миру. И герой этот не вызывает у меня симпатии. Как жители «цивилизованного» мира рьяно защищают основы своего общества, так Дикарь фанатично пытается навязывать им свои принципы – веру в Бога, право на страдания, право на совершение множества ошибок во имя личной свободы. И он страшно боится «цивилизации» и даже изгоняет ее из себя самобичеванием, как изгоняют Дьявола религиозные фанатики. Я боюсь фанатизма в любом его проявлении. И поэтому образ Дикаря мне не близок, хотя суждения его вполне имеют право на существование.

    В целом у меня возникло ощущение, что Хакли столкнул лбами плюс и минус, консерватизм и прогресс, черное и белое. Он не оставил места серому, поэтому так сложно принять какую-то сторону. Каждый по-своему прав. Хотя серое все-таки проскальзывает. Это Бернард, который получился внешне не таким уж альфой, и из-за этого ощущающий несправедливость мира. Это Ленайна, терзаемая любовной тоской. Но это неубедительное серое. Это те самые сбои в системе. Если их устранить, то механизм будет идеально работать. И для этого у «цивилизованного» мира есть сома. Возможно, мир Хаксли – это еще не окончательная утопия, а предпоследний шаг к ней. К миру, в котором не будет сбоев. Где и не нужна уже будет сома, где самосознание исчезнет, а останется только единый организм общества.

    Но книга интересна в большей степени тем, что окружающая нас реальность явно изменяется в сторону «утопичного» мира Хаксли. Общество потребления, где старое не чинят, а выбрасывают, чтобы купить новое. Общество непрерывных развлечений и сексуальной свободы. Общество капитализма, где каждое действие жителя должно приносить материальную выгоду. Покупай, развлекайся, не думай. Удивительно, что книга написала почти сто лет назад. Интересно, что бы Хаксли сказал, увидь он все это? Книгу стоит прочитать, чтобы увидеть все эти параллели. И, увидев, немного испугаться. Или, наоборот, смело шагнуть в «дивный новый мир». Пока у нас с вами еще есть право на такой выбор.

    2
    56