Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Аноним4 ноября 2016 г.

    Наверное, «451 градус по Фаренгейту» — это одна из тех книг, название и молва о которых в обществе сначала вводят читателя в заблуждение. Каждый, кто не читал этот роман, но где-то слышал о нём, знает, что «451 градус» — это о том, как сжигают книги. В сознании рисуется образ какого-то тоталитарного общества в оруэлловском стиле, в котором книги не переписывают и исправляют, а просто уничтожают. А ведь роман Брэдбери совершенно о другом. Это книга об обществе, в котором беспросветные эгоизм и глупость, желание потреблять и развлекаться победили стремление развиваться и изучать мир. Об обществе, в котором меньшинства победили большинство и толерантность с триумфом победила здравый смысл.

    Лучшая иллюстрация живущих в таком обществе людей — это жена главного героя и её подруги. Эгоизм этих женщин дошёл до крайности — они крайне требовательны к своим мужьям (в первую очередь как к источнику денежного дохода), но ничего не дают им взамен и не интересуются их жизнью. Они не любят детей, не хотят их иметь и не желают о них заботиться. И да, конечно, они зависимы от телевизора и «родственников», в которых читатель ХХI века без труда узнает «друзей» из соцсетей. Эта зависимость приводит к деградации их умения общаться вживую. И, разумеется, дружба их так же фальшива, как и «родство» людей из телевизора. Поневоле задумываешься о миллионах мужчин, которые в реальности вынуждены жить с такими женщинами. Конечно, кто-то наверняка скажет, что образы Милдред и её подруг гипертрофированы, преувеличены. Возможно, это так. Но мне кажется, что Брэдбери и не ставил перед собой задачи изобразить их правдоподобно. Эти персонажи так же абсурдны, как и сжигание книг — не конкретных, признанных вредными, а всех вообще. Это предостережение людям, и оно именно для того доведено до абсурда, чтобы люди обратили на него внимание.

    Вообще, персонажи романа получились хорошо проработанными и потому — живыми. Это и Кларисса с её очаровательной девичьей искренностью и непосредственностью, которые влюбляют в себя читателя. Маленький спойлер — я до последней страницы романа надеялся, что конец её истории будет счастливым. Это Монтэг, который мало того что не может развиваться в ту сторону, в какую хочет, потому что в обществе это не принято — он вынужден ещё и уничтожать собственными руками то, что ему для этого развития нужно. Ему совершенно не с кем поговорить о том, о чём он думает — поэтому он и хватается за малознакомых людей, которые становятся для него роднее тех, кто был с ним рядом в течение многих лет — жены и коллег. Характерно то, что его восстание — это восстание одиночки, но именно бунт множества одиночек может изменить систему. Здесь можно провести параллель с фильмом «Эквилибриум», который во многом основан на «1984» и «451 градусе».

    Довольно сложен образ брандмейстера Битти. Кто такой этот человек — культурно развитый, но уничтожающий культуру? Тот, кто попытался встроиться в этот новый мир, и душа которого разрывалась из-за измены самому себе? Наверняка он сам хранил дома книги. Или же это суровый начётчик, похожий на Хорхе из «Имени розы» Эко — тот, кто считает себя защитником общества от вредных знаний, и его цель — чтобы люди и дальше оставались счастливы в своём блаженном тупом невежестве? И смерть его не так однозначна, как думает о ней Монтэг. Что это было? Нежелание жить в деградирующем мире, способ подтолкнуть главного героя к дальнейшей борьбе, или же просто следствие издевательства и провокаций со стороны человека, уверенного в своей правоте и неприкосновенности? Здесь есть над чем подумать.

    Заставляют поразмыслить и образы интеллектуалов-отшельников. Бездомные бродяги, живущие чем попало — не самые приятные персонажи, верно? А Брэдбери делает из них хранителей практически полностью утраченных знаний. Необычно заявление одного из этих людей о том, что они — обложки книг, хранящихся в их памяти. Нет ли в этом какой-то обезличенности, стирания человеческой личности и превращения человека лишь в хранилище знаний, не имеющее собственной души и характера? Добровольная жертва ради сохранения культуры?

    Обращает на себя внимание лаконичность и сдержанность в описании мира, в котором происходит действие романа. В этом отличие «451 градуса» от, например, того же «1984» Оруэлла. С одной стороны, это недостаток книги — читателю хочется знать больше о мире, в котором живут персонажи и разворачивается сюжет. С другой стороны, недосказанность в описании окружения заставляет читателя обратить основное внимание на персонажей и идеи, вложенные в роман писателем — а это уже скорее достоинство, а не недостаток. Некоторые идеи роднят «451 градус» с «Дивным новым миром» Хаксли — в частности, убийства тех, кто читает книги и использование разных препаратов (тут — снотворное, там — сома) для того, чтобы забыться и заглушить духовный и умственный голод, который в этих мирах нечем утолить.

    Замечу ещё, что запрещать книги — занятие бессмысленное и дающее ровно обратный результат. Это превращает их в сладкий запретный плод, и к таким книгам люди будут стремиться чисто потому, что читать их нельзя, а не потому, что они хороши.
    И —


    Это было бы смешно, если бы не было так серьёзно

    — если разбирать, какие идеи из творчества Брэдбери были осуществлены, а какие нет — на Марс человечество так и не полетело, а вот общество потребления и гипертрофированной толерантности, кажется, процветает. И золотая молодёжь, давящая пешеходов и спокойно мчащаяся на машине дальше, имеется. Есть ещё люди, которых такой порядок вещей не устраивает, и это — повод для радости.

    14
    100