Рецензия на книгу
Вечеринка в Хэллоуин
Агата Кристи
karambolina2 ноября 2016 г.Тихий омут провинциальной Англии
Никто ни о ком не знает всегоСельская Англия, воспетая поколениями писателей и поэтов в своих произведениях. Образец чинного пасторального спокойствия с неизменными широкими тропами через поля, благовоспитанными девицами на выданье да образцовыми любознательными викариями. Чинного и пасторального – да, но спокойствия ли? Зачастую английская провинция оборачивается тем самым небезызвестным тихим омутом, в котором много кто водится.
В романе «Вечеринка в Хэллоуин» вы не найдете излишнего мистицизма, который традиционно сопровождает этот праздник. Даже единственная на все произведение ведьма скорее номинальна, да и напоминает больше изрядно пожившую в бедности вдову или старую деву, чем зловещую старуху. При прочтении страшно становится не от каких-то внешних псевдоволшебных атрибутов, а от того, какие извращенные формы принимает человеческая натура, и к какому по-настоящему пугающему преступлению могут привести её проявления.
Именно исследованиям человеческих мотивов и душ во многом посвящен этот детектив. В самом начале происходит ошеломляющее по своей жестокости преступление, которое местная общественность тут же списывает на потенциальное психиатрическое заболевание преступника. Большинству жителей местечка Вудли-Каммон и в голову не приходит то, что за убийством стоит серьезный мотив. Отчасти это является веянием того времени – в 1960-е годы активно развивается психиатрия, в том числе и судебная, поэтому и органы правопорядка, и простые обыватели в какой-то мере склонны оправдывать преступления душевной болезнью преступников. Их жалеют и даже выпускают из лечебниц на поруки, чтобы освободить место для новых пациентов.
Но ни писательница детективных романов Ариадна Оливер, ни привлеченный ею к делу сыщик Эркюль Пуаро не верят в такое объяснение произошедшего. Они начинают расследование преступления, попутно обнаруживая множество тайн и скелетов, которые оказались спрятаны в шкафах жителей этого тихого на первый взгляд местечка. Настоящее в один момент тесно переплетается с прошлым, а чтобы понять мотивы убийства, нашему бельгийскому сыщику приходится раскрыть не одно преступление давно минувших дней.
"У старых грехов длинные тени", — процитировал Пуаро. — С возрастом мы постигаем справедливость этого изречения"Обращение к прошлому и тема возраста играет важную роль в романе. Красной нитью в нем проходит мотив перемен и изменений. В первую очередь это обусловлено тем, что сам Пуаро уже не молод, о чем прямо говорят между собой представители полиции, сомневаясь в том, что его детективные способности столь же остры, что и раньше. В произведении периодически всплывают отсылки к прежним делам сыщика, показывая нам (с большей интенсивностью, чем обычно) его многолетний опыт. То и дело из уст сыщика и его собеседников слышны сравнения былых времен и современности, причем, не в пользу последней. Складывается вполне отчетливое впечатление, что раньше и трава была зеленее, и юные девушки – благопристойнее, и даже преступления совершались с большим изяществом. Но, как ни странно, тоски по ушедшему в романе почти не ощущается. Агате Кристи удается найти своего рода баланс и подать эту тему как объективную данность, не злоупотребляя игрой на чувствах читателя.
У романа не отнять этой присущей автору простоты повествования, но все же «Вечеринка в Хэллоуин» оказывается существенно глубже, чем просто жанровое произведение в праздничных декорациях.
550