Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним31 октября 2016 г."Небывалая толщина этого отчета защищала его от опасности быть прочитанным" - именно эти слова Уинстона Черчилля объясняют, почему я так долго не решалась приступить к чтению этой чудесной книги. И кто знает, как долго бы я еще шла к этой книге (и дошла бы я до неё когда-либо), если бы не такой своевременный и нужный совет ScarletWitch в годовом флэшмобе (спасибо большое, я очень рада что наконец-то её прочитала).
Книга повествует о судьбах двух девушек — Эмилии Седли и Ребекки Шарп, превратности их жизней составляют основу романа. В начале книги ещё совсем юные девушки покидают пансион и вступают в новый мир, на протяжении нескольких лет их жизненные пути неоднократно пересекаются, их ждут взлеты и падения, на долю каждой выпадают различные испытания, которые каждая из девушек переносит по-своему сообразно складу характера.
Они совсем не похожи: одна – девушка из хорошей семьи, её место в обществе обеспечено состоянием отца и будущее рисуется в розовом цвете; вторая – сирота, дочь спившегося художника и французской танцовщицы, её будущее лишено перспектив, ей стоит довольствоваться ролью гувернантки либо исключительно своими силами добиваться места под солнцем. Эти девушки представляют собой два нравственных типажа.
Эмилия - идеал викторианской женщины. Она обладает добрым, нежным, кротким и великодушным сердцем. Крайне чувствительная и сентиментальная Эмилия не приспособлена к реальной жизни. И, несмотря на всю её доброту и незлопамятность, по мере развития сюжета она начинает невероятно раздражать своей ограниченностью и пассивностью. Она не способна к самостоятельным действиям и полностью зависима от других. А ещё маленькая добродетельная Эмилия неоднократно на страницах книги проявляет себя довольно эгоистичной особой.
Совсем другое дело Ребекка Шарп. С самого начала автор считает лучшим предупредить, что она совсем не ангел, и все равно с первых же страниц невольно проникаешься к ней симпатией. Да, её нельзя назвать добродетельной женщиной, но она весьма интересный персонаж. Как неоднократно упоминалось на страницах романа, Ребекка просто очаровательна. Бекки, с детства закаленная трудностями жизни, обладает сильным характером, несмотря на все препятствия, выпадающие на её долю, она не унывает и не спешит опускать руки. Она невероятно умна и обаятельна, её энергии хватило бы на небольшое войско. В сущности, она не злая женщина, и когда ей было хорошо, "она изо всех сил старалась угодить другим, а в искусстве делать людям приятное Бекки порой достигала подлинной виртуозности".
Не будем отрицать, ей присущи многие недостатки. Так она невероятно корыстна, цинична и лицемерна. Обладая непомерными амбициями, она не может быть удовлетворена местом простой гувернантки и ставит себе цель пробиться в высшее общество. Идя к своей цели, она не останавливается ни перед чем и без зазрения совести нарушает многие нравственные нормы. Однако по мере продвижения по социальной лестнице Ребекку часто тревожит когнитивный диссонанс, обусловленный противоречиями ее характера: она всеми силами стремиться попасть в высшее общество, но ей скучно великосветские приемы, она знает истинную цену аристократов и не может их не призирать, её природа жаждет свободы и приключений.
Но стоит ли осуждать Бекки, что она стала такой, живя в обществе, которое ставит превыше всего деньги? "Кто знает, быть может, Ребекка и была права в своих рассуждениях, и только деньгами и случаем определяется разница между нею и честной женщиной! Если принять во внимание силу соблазна, кто может сказать о себе, что он лучше своего ближнего? Пусть спокойное, обеспеченное положение и не делает человека честным, оно, во всяком случае, помогает ему сохранить честность".
По-моему, Бекки просто не повезло. 1) Не повезло удачно выйти замуж: мне кажется, живя в достатке она слыла бы вполне добродетельной женщиной и смогла сделать своего мужа поистине счастливым. 2) Не повезло родиться в ту эпоху: в наше время она легко смогла бы добиться успеха и стать светской львицей или даже бизнес леди, а родись она в Древней Греции с её красотой и живым умом из неё получилась бы прекрасная гетера.
Возможно, это и неправильно, но Ребекка Шарп мне весьма симпатична (своей энергией и силой характера очень напоминает Скарлетт О’Хара) и мне жаль, что удача от неё отвернулась.
Пожалуй, единственный персонаж, которому автор сам очень симпатизирует – это старина Доббин. И хотя автор наделил его не очень презентабельной внешностью и смешной манерой держаться, можно смело сделать вывод, что этот человек настоящий джентльмен с золотым сердцем. ("Он пришепетывал, был некрасив, неотесан, чрезвычайно неуклюж и неловок"."У него были очень длинные ноги и желтое лицо, и он немного пришепетывал, отчего при первом знакомстве казался чуть-чуть смешным, но судил он о жизни здраво, голова у него работала исправно, жизнь он вел честную и чистую, а сердце имел горячее и кроткое"). Даже Ребекка зная, что Доббин её недолюбливает, отдает ему должное ("Ах, — подумала она, — если бы у меня был такой муж… человек, наделенный сердцем и умом! Я бы и не посмотрела на его большие ноги!..").
И что только он нашел в этой дурочке Эмилии?
Теккерею удалось в своем романе изобразить живых героев, а не послушных марионеток. На страницах книги не найти однозначно положительных или отрицательных персонажей. Автор смело отступает от принятого канона и уходит от идеализации своих персонажей, с самого начала предупреждая, что героев в этой книге нет, как нет и ожидаемого хэппи энда.
"Ярмарка тщеславия" – именно так определил У.Теккерей современное ему общество. Общество, в котором царит культ денег, общество подобное ярмарке, где всё продается и покупается. "Ярмарка Тщеславия — место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства". Все - от простых людей до представителей высшей аристократии, живут по законам этой ярмарки. В этом обществе почестями и властью пользуются люди недалекие и пошлые, которым посчастливилось иметь богатство и знатное имя, именно такие типы "занимают более высокое положение, чем люди самого блестящего ума или незапятнанной добродетели". Грустно, но стоит признать, что современное общество тоже достойно данного определения, и поведанная автором история, не теряет своей актуальности и в наше время.12111