Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Nicolas31 октября 2016 г.

    Книга по мере прочтения вызывала множество противоречивых чувств и оставила сильное тягостное послевкусие. Чуть ли не всю первую половину книги мне приходилось бороться с желанием бросить это произведение или продвинуться вперёд быстрым пролистыванием. Останавливало то, что читала по наводке друга, а также давно усвоенное знание о том, что за раздражением скрывается как минимум интересный пласт моего собственного опыта, реального или переживаемого. А раздражало многое: начиная от скурпулёзного описывания деталей, в частности, богатства и быта богатства, и заканчивая чёткой и тщательно прописываемой однонаправленностью персонажей. Один — показушник с показушными действиями, показушной мимикой, показушными мыслями и чувствами показушника, который жить не может без лижущего ему зад окружения, другой — болеющий всеми болезнями Африки измождённый, но чистый сердцем и сверкающий горящими глазами миссионер, и прочие и прочие... и главный герой. Про него, естественно, отдельно.
    Итак, Дэвид Мори. Вот он-то и являлся главной загвоздкой всего прочтения. Я прониклась к нему симпатией в тот период, что он вёл мотоцикл, но стоило ему ступить на свои две, как автор незамедлительно начал развёртывать свою кампанию по раскрытию внутренней слабости и инфантильности характера Мори, его страха перед ответственностью и делегированием её другим лицам, от которых он, жертвенно (не забывая уделить пару слов подчёркиванию его положения жертвы, угодившей в западню), становится зависим. Он выбирает лёгкий путь, он выбирает обеспеченность, комфорт и богатство, не сжигая мосты — иначе идеи об искуплении и не возникло бы, - а отмахиваясь от зудящего, мешающего и неудобного прошлого с его привязанностями и обязанностями, с предложением, которое Дэвид сделал Мэри, с узами, которым он себя пообещал. Отмахивается и — скрывается в свою жертвенную жизнь, в которой не знает ни в чём отказа — разве что, семейная жизнь не заладилась, ну да Бог с ним, всегда ведь есть чем заняться — выучить несколько языков, изучить искусство, стать так называемым цивилизованным человеком, заняться коллекционированием живописи, а молодая девушка невозвращение возлюбленного переживёт, погрустит немного, но быстро отойдёт, найдёт другого... Или не найдёт? Будет ждать его, единственного, пока он не вернётся к ней со своим Искуплением?..
    Надо ли говорить, что поначалу поведение Мори казалось мяяяягко говоря эгоистичным? Но чем дальше, тем больше за всем этим раскрывалась его неспособность сочувствовать другому человеку, быть-с-другим, а не «мной» и «тем, кто восхищается мной, делает то, что я хочу, пищит от восторга от того, что я делаю ему то — что хочу». Короче говоря, неспособность устанавливать зрелый контакт с другой личностью. Это прекрасно отражается в его взаимоотношениях с женщинами: единственную, с кем изначально развивались относительно здоровые отношения — оставил; женился на психотичной дамочке, но даже после её заточения в психиатрической лечебнице, не смог с ней развестись (он же жертва и должен нести этот крест сам); воскресил непрожитые отношения с Мэри в связи с её дочерью (само по себе уже криповенько, не правда ли?), в которой открыто стремился добиться собственного утешения — искупления, выражаясь словами Мори, - в удовлетворении зачастую несуществующих потребностей молодой девушки, стремясь взять всё её существование под свой контроль и — в упоение собой; добровольная женитьба на властной подминающей Мори под себя женщине, которую с первого же дня Дэвид считает ловушкой, в которую он, с его точки зрения, нелепо и не по своему желанию попал (видимо, ему не задавали положенного вопроса при заключении брака).
    В какой-то момент меня перестала задевать всепоглощающая определённость, неизменность внутреннего устроя Мори, в конце концов эта книга красива в этой своей определённости, недвусмысленности. В единственном пути одного человека, совершившего множество ошибок. И этот человек желаемого искупления не обретает, напротив, Мори всё больше и больше загоняет себя ловушку, созданную из его не состыкующихся с реальностью и другими людьми с их чувствами иллюзиями, и влекущую всех попавшихся в неё к их трагическому концу. И трагическому для Мори. И трагическому для читателя. Ведь Мори есть в каждом из нас.

    3
    20