Рецензия на книгу
В окопах Сталинграда
Виктор Некрасов
Feana31 октября 2016 г.Неподкупное небо окопное
Книги о войне я читать боюсь. Хотя – нет, не «боюсь». Это не то слово. Скорее я осознаю, что такое чтение потребует от меня больших внутренних сил. С другой стороны, развлекательные (хорошие в своем жанре!) книги все чаще остаются у меня недочитанными – мне не интересно и не важно.
Итак, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова.
Если кратко, моё ожидание: натурализм, окопная правда, вонь, болезни, физиологизм.
Реальность: холод, изящество, лаконизм.
Ожидания: Ремарк с не любимой мною сентиментальностью и Хэмингуэй.
Реальность: затрудняюсь назвать конкретное имя. Но после описания самоубийственной атаки, в которую 11 бойцов поднимали целых 8 штабных командиров с револьверами в руках, политработников и СМЕРШа , так и хотелось добавить воннегутовское «Такие дела».
Но Некрасов – не Воннегут. Очень хотелось бы приписать ему принятый сейчас пацифистский пафос, но герой – Керженцев – находится внутри системы. Война – значит, война. Ужасающая (а подчеркнутое отсутствие рефлексии в тексте после смерти солдат давит больше иных пространных страниц), но сомнений в ее справедливости нет. И сомнений в том, что нужно исполнить свой долг, тоже нет.
Наверное, сейчас лучше и привычнее читается погружение в героя, его метания и самоанализ. Ну уже не можем мы представить отсутствие рефлексии. А я на примере своего деда верю Некрасову. Надо – значит, надо. Не тупое солдафонство, не «рабская психология» и прочий «совок», а уникальная (небольшая!) генерация людей, ставящих общее выше своего личного, готовых на самопожертвование.
Это новые люди, появившиеся в нечеловеческих условиях войны. В обычной жизни они могли быть заурядными, но, пережив непереживаемое, они стали полубогами.
Они постоянно учатся воевать и выживать, во имя высшей цели они сопротивляются своим командирам, пересиливают глупость и неразбериху, превращаясь из «пушечного мяса» в профессионалов.
Невольное отступление – в мирной жизни таким сверх-людям будет сложно существовать. Иная система ценностей, полное отсутствие страха (ну чем, чем их можно напугать?!), выстраданное чувство собственного достоинства. «В окопах Сталинграда» опубликована в 1946 году, когда трагическая судьба вернувшихся победителей еще не была осознана. Но вопрос уже сформулирован в повести – как жить им вне передовой?
Наверное, эту повесть можно назвать воплощением идей Варлама Шаламова о новой прозе – прозе-документе, написанной кровью писателя. То, что у Шаламова нашло литературоведческую базу, было разработано и продумано в «Колымских рассказах», у Некрасова вышло почти случайно (что не умаляет его талант).
Сам Некрасов потом скажет, что произведения, подобные «Окопам», пишутся на одном дыхании непосредственно после событий. Позже он уже не смог создать ничего подобного в том же ключе, в творческом разочаровании и застое начал пробовать и искать другие жанры, но это уже другая история.
То есть, «В окопах Сталинграда» - уникальное совпадение и темы, и таланта, и личности автора, и времени написания. В таких случаях говорят, что оно было «продиктовано свыше».
Поэтому читать Некрасова необходимо. Рядом существует и весь корпус «лейтенантской прозы», и Гроссман (та самая рефлексия!), и стиха таких разных Давида Самойлова и Бориса Слуцкого. Повесть Некрасова не ниже и не выше этой литературы, она – феномен.
17602