Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
Аноним30 октября 2016 г.Есть такие книги, после которых и добавить-то нечего – все уже сказано в тексте. «Бесы» одна из них. Поэтому придется, вместо анализа текста, разбираться со своими ощущениями.
Книга невероятная по психологизму, глубине и накалу страстей. Здесь столько героев, параллельных сюжетов, мыслей и идей, что я:
а) так до сих пор и не могу собрать все это в единую картину
б) кажется, не доросла до понимания и не в состоянии понять весь замысел до конца
И вроде просто: есть консервативное общество со всеми его пороками, высокомерием, умеренным либерализмом и светскостью, есть «бесы» (молодежь, революционные идеи, идеалистический взгляд на мир, желание попрать основы и провозгласить принципы «свободы, равенства и братства») и есть Федор Михайлович, который сталкивает их на страницах. По ходу развития сюжета становится все очевиднее: любая идея, даже самая гуманистическая, превращается в сюр, если за дело берутся фанатики или просто маньяки с всеобъемлющей жаждой власти (а как еще назвать человека, который кровью решает скрепить своих подельников? Хотя сама идея и стара как мир, но при всей своей перспективности на поверку оказалось несостоятельной).Меня всегда смущали «идейные»: мне непонятны эти борцы за свободу, гуманистические идеалы, мир во всеми мире и проч. Диссиденты, борцы с режимом. Вроде цели у них благородные, но вся эта борьба настолько абстрактна, что вызывает сомнения, а то и улыбку. Но крайность, которую предлагает Достоевский – христианское смирение – тоже не убедительна. «Спаси себя сам» – идея любопытная, но, увы, абсолютно недееспособная – ну не верю я, что все люди планеты когда-нибудь, в едином порыве смирят себя и все свои пороки, начнут жить по-совести и поступать честно (хотя бы потому, что правда у каждого своя, как и представления о совести и правильности поступков). Не говоря уже о том, что кроме христиан есть еще иудеи, мусульмане, буддисты, атеисты в конце концов. А раз так, значит авторский вариант религиозного решения вопроса – чистая утопия.
Значит ли это, что окончательного решения нет? Что мы обречены, потому что никогда не сможем договориться, и рано или поздно перебьем друг друга? Может ли человек надеяться на торжество правды, свободы, любви и совести, если в представлении каждого это разные, а иногда диаметрально противоположные вещи? Я хочу когда-нибудь найти ответ на этот вопрос или хотя бы выстроить свою собственную теорию, как один из героев подпольного Виргинского кружка. Пусть даже это будет иллюзией решения, но такие иллюзии всегда оказываются спасением для отдельно взятого человека. Вот мы невольно и вернулись к «Спаси себя сам».
По итогу отчетливо понимаю, что с первого захода мне удалось осмыслить только верхний – сюжетный – слой книги, а со всеми отсылками, предостережениями и знаками еще предстоит разобраться. Посему даю себе установку перечитать через пару лет и сравнить впечатления. Надеюсь, что после второго прочтения я открещусь от этой рецензии – это-то и будет самым ярким доказательством обретения духовного (во всем нерелигиозном смысле этого слова) опыта. Доказательством роста.
5128