Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Nereida23 октября 2016 г.Литература — лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми
Прочитав "Сто лет одиночества", я задалась вопросом: кого это касается больше, меня как читателя или героев этой страшной книги? Или, быть может, обе стороны стали жертвами изощренной фантазии автора? Сразу скажу, я остаюсь в меньшинстве, и мои ощущения от романа далеки от восторженных. Не стремлюсь заработать одобрение или притвориться, что постигла некую скрытую мудрость. Нет, я ничего не нашла. Пустота. И неприятное чувство, к которому не хочется возвращаться.
Поначалу, да, история захватывает, возникает симпатия к семье Буэндиа. Но постепенно, с бесконечными повторениями и хождением по кругу, наступает усталость. Если в начале инцест и похоть кажутся частью сюжета, то дальше они вызывают лишь отвращение. Эта нескончаемая грязь, пошлость и низость начинают душить.
К середине книги раздражение достигает пика: инцест, манипуляции с трупами, политика, психически нездоровые и скучные члены семьи Буэндиа. Единственный луч света в этом кукольном мире — Урсула. Она кажется единственным живым и адекватным человеком. Задыхаясь от уныния, тоски, серости, разрушения и бесконечного одиночества Макондо и его жителей, я пыталась добраться до финала. Продиралась сквозь дождь, грязь, жару, запахи похоти и вонючие горшки в комнате цыгана Мелькиадеса. Концовка была предсказуемой, все шло к этому. Ничего нового, просто очередной виток колеса.
"Сто лет одиночества"» — это роман, который часто называют шедевром магического реализма, но для меня он стал скорее примером литературной пытки. Маркес создал мир, где реальность переплетается с фантазией, но в этом мире слишком много тьмы и отчаяния. Возможно, это и есть замысел автора — показать абсурдность и трагичность человеческого существования. Но лично мне такой взгляд на жизнь не близок.
После прочтения остается ощущение, что Маркес действительно посмеялся над своими читателями, заставив их погрузиться в этот кошмар и прочувствовать всю безысходность. Ирония в том, что многие находят в этом романе глубокий смысл и вдохновение. Но для меня это лишь подтверждение того, что литература — это действительно забава, и порой весьма жестокая.
К Маркесу я больше не вернусь. Таких впечатлений хватает и в повседневной жизни, хочется хоть немного света. А то и самому недолго стать героем его книги.
792