Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Half of a Yellow Sun

Chimamanda Ngozi Adichie

  • Аватар пользователя
    Tala_Tinsley21 октября 2016 г.

    Не люблю громких и пафосных фраз, но мир вокруг меня поменялся в момент, когда я перелистнула последнюю страницу этой книги. Завернутая в одеяло пятничным вечером, я погружалась в так бережно воссозданные Адичи события уже казалось забытых времен, чувствуя нарастающее смущение и стыд за то, что знала так мало о Биафрской войне. И в это же самое время где-то в Сирии десятки и сотни искалеченных детских тел лежали разбросанные среди обломков своих прошлых жизней, а в твиттере гремели ожесточенные дебаты о том, кто виноват. Как будто это имеет хоть какое-то значение. Любая война ужасна априори.

    Может быть где-то в этот самый момент, маленькая, до смерти напуганная девочка, убегает в поисках укрытия, не имея ни малейшего представления о том, от чего она убегает, и не осознавая бесповоротность смерти, которая была заранее срежисcирована для нее чужими желаниями войны. А может быть она выживет. Выживет и станет следующей Адичи, и напишет свою историю: историю страха и страданий, историю храбрости и борьбы. И я прочитаю эту книгу как напоминание о том, что очередная кровопролитная война не в силах вразумить человечество, и что даже всех лауреатов Нобелевской премии мира не достаточно, чтобы остановить разрушения и убийства, которых можно было бы избежать.

    Фарс этого безжалостного цикла кровавых боен, убийств, грабежа, изнасилований и голода будет бить по нам с новой силой. До тех пор пока мировые лидеры в костюмах с иголочки будут пытаться выставить себя в выгодном свете, оправдывая продажу высокотехнологичного оружия воюющим сторонам, и зарабатывая доход проливанием крови. Ради условного установления границ, ради этого плода воображения называемого национальной гордостью, ради попыток доказать, кто прав, кто виноват в истории, уходящей в глубь тысячелетий.

    Если честно, эта книга заслуживает твердой 4-ки, на мой взгляд. Она небезупречно написана - Адичи часто отходит от темы в пользу мелодраматических личных отношений и шаблонных персонажей; местами книге не хватает чистоты речи. Но это ни в коем случае не умаляет впечатлений полученных во время чтения.

    Эти пугающие события прошлого вышли за пределы времени и предстали перед нами бледным подобием своего истинного гротескно-абсурдного обличия. Адичи вырисовывает картинку маленького уголка планеты, который мы привыкли ассоциировать с продовольственными программами, беженцами, нестабильным правительством и непрекращаюмися этническими конфликтами. Адичи напоминает нам: историю можно игнорировать, но историю нельзя переписать, забыть, просто вычеркнуть из памяти.

    Я не знала о Биафре вообще ничего, о ней написано не так много слов, потому что не забываются лишь те истории об ужасах войны, которым посчастливилось стать убедительно растиражированными в мировых СМИ. Как показывает практика, для избирательных журналистов не все смерти и разрушения, в результате кровавых "гражданских войн" достойны права называться "преступлением против человечности". Чего только стоила молчаливая поддержка Британии хорошо продуманной военной тактики Нигерии заморить голодом Биафрских детей. Лишь редкие, обрывочные упоминания в прессе. Как будто и не было этого никогда.


    Голод для Нигерии служил оружием в войне. Голод сломил Биафру, принес Биафре славу…из-за голода Биафре родители во всем мире просили детей не оставлять еду на тарелках. Голод прославил многих фотографов. И наконец, из-за голода Международный красный крест назвал Биафру своей тяжелейшей работой со времен Второй Мировой войны.

    Зато была Биафра. Не половина желтого солнца, символизирующая временное существование нации, а вполне себе реальные люди, которые в погоне за ложными идеалами встали на сторону проигравших в этой войне.

    Герои Чимаманды: Оланна, Угву, Ричард, все они прокладывают свой жизненный путь попеременно то огибая, то попадая в конфликты морали, самовосприятия и выживания. И они, как гиды, проводят нас между сотен детей, опухших от голода, пытаясь найти хоть какой-то смысл во взаимной вражде африканских народов. И вместе с ними мы блуждаем по жуткому лабиринту военного времени варварства, политических игр и межличностного насилия. И становится все сложнее и сложнее найти единственно правильный ответ - кто несет ответственность за все это? кто преступник? кто жертва? ради чего была эта война и чего в результате достигли?


    Горе - высшее проявление любви, кто способен глубоко скорбеть, тот имел счастье любить по-настоящему.

    А в конечном итоге, какой бы не была основная цель, она не стоит ничего против ценности жизни, уничтоженной в порыве кровавой жажды. И что же дальше? Скорее всего в будущем нас ждет еще больше таких историй как Биафра, Сребреница, Руанда и Бурунди, Сирия и сектор Газа. Мы по-прежнему будем нести на плечах бремя будущих трагедий и потерь обездоленных выживших. И надеяться, что в мире появится еще одна Чимаманда Нгози Адичи, которая с надеждой хоть что-то изменить будет оживлять для нас сухие цифры официальной статистики.

    14
    147