Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним20 октября 2016 г.Тень черной башни
Страница за страницей в разрозненных рассказах проступает что-то общее, неуловимо знакомое. Картины сварливого художника, семейная идиллия, рыцарская романтика, писательские будни, - ощущение общности не покидает.
Дело даже не в стиле, в нем несомненно ощущается рука великого мастера слова - Фаулза. Но есть уже в нем что-то печальное, как будто творец сам мечется между выбором и не знает, что нам посоветовать.
Глубокая интеллектуальность произведений, с аллюзиями и отсылками, усугубляет общую печаль и недосказанность.
Любовный треугольник - самая заметная повторяющаяся деталь. Романтик мечется между двумя женщинами. Честный искусствовед бросает новую пассию ради жены, а вот рыцарь поступает вовсе не “по-рыцарски”, оставляя бедную женщину, которой ничего не остается как уйти в сырые стены монастыря. Как же хотел поступить сам писатель? Неужели и его мучила тоска по легкомысленной романтике.
Людям творческого пути свойственно изводить себя постоянным танцем на лезвиях. Сам накал страстей вдохновляет, драматичность ситуаций заставляет чувствовать, страдать, многие черпают вдохновение из этого.
Что же чувствовал сам Фаулз? Остается лишь догадываться, вглядываясь в широкие мазки его словесных картин.
Ценность искусства - вторая общая тема. Действительно ли оно нужно? Может зря сжигаются силы, эмоции, разрушаются семьи? Куда проще вести серую, безэмоциональную жизнь простого обывателя. Яркий костер, в котором горят годы работы, - к чему все пришло?
Эти темы не новые, но подача и вложенные эмоции играют свою роль.
Человеческое непонимание - то, что действительно разрушает души и судьбы, но что никуда не уходит и не уйдет.
Иллюзии или реальность, абстракции или классика, семейная стабильность или случайная страсть? Делайте выбор, господа! Нельзя сказать, что Фаулз все решил за нас.
Он возвращается к своей излюбленной теме: ограниченность восприятия. Нам остается лишь догадываться, пропускать события через призму своей души. И каждый из нас видит событие в своем свете, не зная точно, что хотел сказать автор, почему так поступают герои.3179