Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним19 октября 2016 г.Гений Достоевского!!!
Очередной поток мыслей после прочтения Достоевского. Достоевский гений!
- Федор Павлович: «Мне все так и кажется, когда я вхожу куда-нибудь, что я подлее всех и что меня все за шута принимают,- так вот давай я и в самом деле сыграю шута, потому что вы все до единого глупее и подлее меня». Эту же фразу он говорил в келье у Зосимы в начале романа.
- Мне кажется, что Федор Павлович-это олицетворение сегодняшнего мира. А в его фразе, написанной выше, действительно есть доля правды. Федор Павлович всем своим поведением показывал людям насколько они отвратительны. Потому что все их показное благочестие это лишь социальная оболочка, рамки, за которые они боятся выйти. Обратите внимание с каким наслаждением Федор Павлович называет Максимова Фон Зоном или Смердякова ослицей. Как с огнем в груди бранит игуменов за пискариков. (строго утверждая, что поеданием пискариков (держанием поста) они не становятся ближе к Богу. (описано в первых главах в келье у Зосимы. Ему нравится играть с людьми. Посмотрите его вопросы к Ивану и Алексею, -о Боге, о бессмертии . Вслушайтесь в тон вопросов. Федор Павлович не хочет сам глубоко задумываться, он заставляет думать других. Может быть это показатель того, что он уже назвал себя подлецом и с этой стороны ему злорадно интересно показывать другим, что они такие же подлецы. Федор Павлович придумывает истории - может для доказательства своей значимости, чтобы обратить на себя внимание, но так можно подумать лишь при поверхностном взгляде. Может быть, он выдумывает небылицы, чтобы развеять мнения людей, при чем ни о том, о чем небылица, а обо всем. Он показывает, что все, во что они верят и считают правильным- пустяк. Думаю, он сам не до конца понимает себя. Скорее даже уверен, что не понимает. Федор Павлович мечется из стороны в сторону. Можно было бы сказать, что мечется в поисках истины, однако вряд ли это так. Он мечется в жалкой надежде, найти себя.
- Как и в остальных романах, в Братьях Карамазовых часто упоминается «гордость». Катерина Ивановна является тем самым «тупым» показателем «упрямой и глупой» гордости, которую так не любит Достоевский.
- Можно предположить, что Достоевский сам до конца не верил в Бога. Слишком много у него раздумий на эту тему. Одно из сильнейших это то, как Господь отдал раба своего Иову на потеху дьяволу, чтобы похвалиться перед сатаной. « Вот что дескать, может вытерпеть святой мой ради меня»
- У Достоевского можно выделить несколько тем, которые он затрагивает практически во всех романах. И надо сказать эти темы у него получаются особенно чутко, читая сам переживаешь то же что и герой:
- Страстная любовь к женщине Любовь бешеная, ненормальная, которая доходит до преклонений перед возлюбленной. То же есть и по отношению к мужчине, но к женщине у Достоевского получается чувственнее. Говоря получается, я ни в коем случае не имею в виду его способностей, как писателя они вне сомнений,- я говорю о чем- то другом. Эти события явно пережиты автором и именно о них он додумывает что-то или размышляет о них.
- Стремление к идее. У человека должны быть высшие идеи. Эти идеи, как я писал раньше вряд ли возможно полностью понять без глубокого изучения жизни Достоевского. Но думаю, что никто и не представляет себе, что это за идеи.
- Забота о «маленьком человеке». Здесь можно сказать что временами Достоевский презирает своих «маленьких людей» за их слабость. Можно провести параллель с его высшими идеями. (которые не понять). Идеи эти думаю что-то о сильном человеке, способным на любые действия для своей конечной цели. Цель (что-то отдаленно на нее похожее, это единство всего мира под руководством этого человека) опять же повторю, что это отдаленный намек на реальную идею.
- Показание глупости человеческих черт характера таких как предрассудки о правильном поведении в обществе, о религии и самое главное о тупой гордости!!! Недаром во всех его романах так часто употребляется слово «гордость». Так же описывал хорошо «тупую жестокость» по отношению к тем кого любишь и о ком беспокоишься.
- Достоевский винил себя в слабости и нерешимости для исполнения своей главной идеи. Можно принять к сведению слова Дмитрия Карамазова о том, что все мы повинны, все жестоки, все изверги. Дмитрий говорит, что каждый день хотел исправиться и, чтобы расшевелить такого как он нужен удар. Это Достоевский говорит о своей нерешимости в исполнении «великой идеи».
- К мыслям о великой идее Достоевского можно добавить, что его особенно интересовала молодежь. В своих романах он описывал их активными, с идеями, оригинальными. Скорее всего негодовал на реальную молодежь из-за ее бездействия и как всякий человек в возрасте представляя себя молодым считает, что «вот тогда бы я наделал дел». Можно предположить, что начало для его великой идеи- это желание продолжить роман Братья Карамазовы, в котором Алеша должен был стать революционером. Как родители хотят сделать из своих детей, то кем хотели стать они, так и Достоевский хотел сделать из своих героев то, кем хотел стать сам. Причем , не обязательно из положительных героев (хотя у него их нет), а из отрицательных. Таких как П.С. в «Бесах» или из «Униженные и оскорбленные», т.е. люди свободные от предрассудков чувств, эмоций, гордости. Таким он хотел быть для свободного осмысления своей высшей идеи. Для высшей идеи Достоевскому нужно было абстрагироваться от добра и зла, морали и нравственности, злости и злопамятства. Тут же можно продолжить, что началом такого человека стал Мышкин в «Идиоте». Человек, по сути свободный от мнений мира. А конечным человеком, для реализации высшей идеи должен был стать Алеша Карамазов.
- О моих предположениях о том, что Достоевский считал развитие человека для высшей идеи в отказе от чувств, эмоций и подобных «телячьих нежностей», можно судить рассматривая героя Колю Красоткина. Коля Красоткин говорит о своем стремлении развить Илюшу, вышкалив его характер. И вот, чтобы его выдержать, я, чем он нежнее, тем становлюсь хладнокровнее, нарочно так поступаю, таково мое убеждение. Я имел в виду вышколить характер, выровнять, создать человека… ( тут я думаю троеточие не для красивого слога, а потому что сам Достоевский еще не понимал до конца, что писать дальше. Или же понимал, но знал, что другие не поймут и примут очень жестко, потому как до него это еще не писали), вы разумеется меня с полуслова понимаете.
- Мне кажется, что второй по значимости герой в романе это Коля красоткин. Не зря Достоевский вставил его в эпилог как бы заканчивая им роман. Думаю, что Достоевский выбирал между Алешей и Красоткиным. И в какой-то момент Коля был уважаемее Достоевского, чем Алеша, именно- уважаемее, не ближе а уважаемее. Тип Коли Красоткина- это мужчина жесткий, когда нужно хладнокровный и в то же время чувствующий. Но чувства свои идут ему во благо, он не теряет рассудок от эмоций. И в то же время «хочет пострадать за все человечество.
- В понимании значения Коли Красоткина можно прибавить и слова Алеши в речи у камня про Колю он говорит “который будет гораздо умнее, когда подрастет”. Может здесь Достоевский опять сомневается в Коле, или же уже более подробно обдумал свою великую идею. Говоря о характере, который хотел дать Коле Достоевский, можно привести последние возгласы мальчиков после речи Алеши. Один из них крикнул «Карамазов, мы вас любим»,- мне кажется, что изначально Достоевский предполагал , что так крикнет Коля, а не Карташов. Возгласом «Ура Карамазову», Достоевский еще раз дает понять характер Коли. Красоткин всегда хочет быть «первым» и этот возглас «Ура Карамазов» именно «Ура! А не «Люблю». Этот возглас был наставническим тоном. Определенно нужно очень глубоко разобраться в образе Коли.
- Думаю, все-таки главную свою книгу Достоевский не написал. Имея такие мысли как в написанных книгах, представьте какие мысли мелькали в его голове. Мысли,озаряющие нас на доли секунды, но мы их полностью не понимаем. Тогда, что за мысли были у Достоевского, ведь такие проблески обычно самые гениальные.
Иван Шмелев писал, что творчество Достоевского это гениальная стрепня, а настоящего обеда он так и не подал...
3131