Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Аноним18 октября 2016 г.

    Последую за собственной природой -
    Иной теперь не нужен проводник -
    Туда, где глены дружат с непогодой,
    Где вечный вереск и седой кулик.

    В краю холмов какая скрыта сила?
    Какой любовью и бедой чреват?
    Земля, что сердце к жизни пробудила,
    Вмещает всё: и Божий Рай, и Ад.

    Эмили Бронте

    Камю называл этот роман одним из величайших романов о любви, ибо он кончается поражением и бунтом. Такая любовь - по Камю, - может продолжаться лишь в аду, ибо главный герой книги - дьявол.
    Начало романа овеяно зачарованной атмосферой Холодного дома Диккенса и сумрачной поэзии Перси Шелли, которого любила Эмили Бронте. Этот дом символично окружён терновником и елями, ветви которых


    тянутся в одну сторону, словно выпрашивая милостыню у солнца

    Погода в романе, словно озон перед грозой, прокрадывается в дом, а в нём, сквозь голубые и тёмные сквознячки полуприкрытых глаз, проникает в сердца героев.
    Историю Грозового перевала рассказывает молодому человеку старая служанка, с вязанием в руках. Строчки романа обращаются в тихое и тёплое струение пряжи.
    Отец уезжает в город, и словно в русской сказке, спрашивает у дочки Кэтрин и сына Хиндли, что им привезти. Кэтрин просит хлыстик для езды ( что символично, учитывая, какие страсти ей придётся укрощать). Хиндли просит скрипку ( творческая душа, растоптанная в дальнейшем отцом).
    Но скрипку отец разбивает. Хлыстик - теряет, и ...привозит в дом ̶ч̶у̶д̶о̶в̶и̶щ̶е̶ чумазого "цыганёнка", которого подобрал на дороге.
    Словно подброшенный в камин книги уголёк, повествование начинает разгораться. Все в доме ревнуют любовь отца к "найдёнышу", наречённого "Хитклифом". Но юная Кэтрин проводит с ним целые дни, порой теряясь вечером в зарослях вереска.
    Словно в фильме - тёмные буквы на светлом фоне :


    прошло несколько лет

    Взбалмошная девчонка Кэтрин ( эвфемизм понятия " инфернальница"), почему-то рассказывает мой сон всё той же милой служанке Дин : она в раю, но чувствует, что это не её дом, и она просится обратно на землю. Ангелы укоряют её. Она просыпается в слезах счастья на земле, в Грозовом перевале.
    Есть души, которые не созданы для рая. Есть любовь, которая не создана для земли, но рай для неё, подобен луне, освещающий бесконечно милую землю, и его, на этой земле.
    Душа Кэтрин, как и у многих из нас, полыхает страстями, сжигая многое вокруг себя, любит словно бы нарочно сбывшуюся из её же тайных снов, сбывшуюся на той самой дороге, свою же душу, в образе тёмного мальчика, точнее, обратную, лунную, тёмную сторону своей души, и в этой любви - некая целостность жизни, мира, себя ! Но если эта "душа" отвержена в светском, словно отблеск рая, мире ? Как её, падшую, возвысить? Кэтрин решается на сумасбродный шаг : выйти замуж за ангелического и богатого Эдгара, чтобы...
    Этот роман похож на какие-то тревожные сны Настасьи Филипповны и Рогожина из "Идиота" Достоевского.
    Обнажённые не столько сердца, сколько обнажённые судьбы, бесконечно запутавшиеся в сердце и жизни : их сердце - поле битвы не дьявола и бога, но тела и души, и потому они разят сами себя, причиняя боль другому.
    Отвергнув "мир иной", они путают душу и тело, "тот свет" и "высший свет", ломая свои чувства, заставляя бредить свои судьбы и сердца.
    Желание испепелить свою душу грехами, дыбы причинить ущерб богу, пославшего смерть любимой.
    Держать свою душу, словно ладонь, над свечою сердца, дабы наказать любимых за пренебрежение, гордыню и ложь их судьбы. Но на это пламя прилетает "мотылёк", обжигая свои крылья, и тогда жёлтый трепет его крыльев, сам походит на пламя свечи, которое голыми пальцами обрывает, гасит дьявол-Хитклиф.
    Кажется, что обилие смертей в романе, есть лишь тревожные тени от дыма и огня нездешней страсти, пожирающей Хитклифа, Кэтрин, да и сам Грозовой перевал.
    Ад и жар любви, перелились через сердца, обняв наваждением готических красок и мраморными завитками дыма пейзаж и фасад повествования, на котором, словно размноженные кошмарами сна, проступают зловещие силуэты собак, подобно церберам, охраняющих этот ад любви.
    Геометрические фигуры любви в этом романе, похожи не на примитивные треугольники, а на какие-то "острые линии бесконечности", кубы и ромбы, - лучистые изломы узоров на заиндевевшем, словно от дыхания призрака, окне, которые видела Кэтрин в своём бреду, по своей гениальности, почти равного бреду Карениной : второе издание этой инфернальной любви ? Словно бы есть некий сон-скиталец, отверженный сон падшей любви, мучительно ищущий воплощения себе уже века, в искусстве ли, в жизни ли..
    Грозовой перевал - роман не совсем о любви, а о нечто большем : об униженности и оскорблённости сиротливой души в этом жестоком и холодном мире ( читал ли Достоевский этот роман, в котором всех унизят, всех оскорбят ?)
    Души́, порою сжатой до жаркой п̶л̶о̶т̶и̶ плотности сумасшествия и ада любви, испепеляющей всё, что становится на её пути, включая тело и гордое сердце того, от кого исходит эта любовь.
    Жаркая душа, словно звезда, погасла, но её призрачные лучи ещё живут, теряясь в вереске и вечере окон Грозового перевала.

    Экспромт


    Стрелки лёгкие травы
    Свет перебирает.
    Циферблат пустой луны
    Вечность отражает.

    Вереск звёзд струится в ночь
    Над могилой тёмной.
    Кэтрин мама, Кэтрин дочь... -
    Стрелок круг безмолвный.

    25
    437