Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Library of Souls

Ransom Riggs

  • Аватар пользователя
    Аноним17 октября 2016 г.

    Ренсом Риггз между Нилом Гейманом и Джоан Роулинг

    С некоторыми книгами расстаешься как с хорошими друзьями, с множеством чувств и переживаний. Хочется продолжить разговор, но вот поезд отходит, а тебе ничего не остается, как обнять друга, пообещать писать письма, обязательно увидеться вновь и помахать на прощание.
    Таким другом стала для меня трилогия "Дом Странных детей" Ренсома Риггза. И вот закрыта последняя страница. Мир в очередной раз спасен... зло повержено... друзья-победители ликуют, есть конечно потери, ужасно жаль Фиону, геройски погибшую, защищая странных животных... главные герои - мальчик и девочка удаляются навстречу новой странице своей жизни...
    Итак.
    Снова октябрьский петербургский вечер, со второй и третьей частью трилогии было тоже самое, что и с первой - встреча в Доме книги. Наверное, можно сказать, что каждая встреча была особенной, первую книгу я купил после того, как поговорил с Никки Каллен и она порекомендовала мне прочесть Риггза. Вторая оказалась последним экземпляром в Доме книги, доме с горящими окнами, потому что вечер... и увидел там её на специальной подушечке, новинка и все такое. Пришлось позвать консультанта, оказалось, что это последний экземпляр. Книга выглядела слегка потертой, но я решил, что возьму именно эту.
    А третья... я чувствовал, что очень хочу, чтобы случилось что-нибудь хорошее... обычно ничего не происходит, но в этот раз случилось... и вот несколько дней назад я в том же здании Зингер на Невском... прошу девушку-консультанта найти Дом странных детей и беру ту книгу, которую она приносит. Обычно я привередлив, осматриваю обложку and all kind of stuff, а тут просто взял тот экземпляр, который принесли... чтобы не нарушать ощущение волшебства момента.
    Знакомо ли вам то особое чувство, когда выходишь из Дома книги на Невский?.. там толкучка перед светофором, куча народа, в воздухе холод, кругом фонари... и небо... какое-то болезненно синего цвета осеннее небо... и вот ты вышел из теплого магазина во всё это, обрушившееся волной на тебя.
    А потом подземка... спускаешься все ниже и ниже... совершенно один... внутренне, а вокруг люди, так много людей... жуткий оксюморон.
    Ты открываешь книгу... как спасательный жилет, ты ждал выхода около года. У тебя мало времени на то, чтобы жить... и с каждым годом все меньше и меньше. Ты слишком хорошо знаешь тех, кому не повезло... а времени все меньше и меньше.
    Итак. Риггз.
    Идея несомненно прекрасна - создать приключенческий подростковый роман, где-то между Гейманом и Роулинг... с готичным антуражем и мрачноватым юмором, а так же с героем, говорящем на местном партсултанге... он обязательно спасет мир от апокалипсиса при поддержке своих преданных друзей и учителя учительницы, а заодно словит тужурчик вечную любовь.
    Что у нас в центре, скелет так сказать? Думаю, что здесь и история инициации, обретения самости и сюжет о самоубийстве Бога и семейный конфликт. По существу, герой-то обычный мальчик, он растет в совершенно обычной американской семье среднего класса, учится в школе, общается с приятелем, мечтает познакомиться с девушкой... обычное начало, ну чем не Гарри Поттер?
    А вот дальше... Джейкобу предстоит повзрослеть... отправиться в путешествие, погрузиться в мир смерти, сразиться с собственной тенью, победив найти свою целостность... а еще и подружиться с Анимой-Эммой.
    Самоубийство Бога... ну тут понятно... христианский миф... ничего не подозревающий Портман-младший оказывается мессией мира странных людей, а его дедушка Эйб - предтечей, герой, который проложил Джейкобу путь. Важно, что Эйб в книге гибнет, гибнет геройской смертью, а вот Джейкоб воскресает. Один - герой как Предтеча, второй естественно Мессия.
    Формально Риггз не убивает Джейкоба, но мы-то понимаем, что пуля Каула и есть момент смерти Портмана-младшего... затем ведь происходит воскресение.
    Семейный миф это конечно же Каул, Бентам и Алма... два плохих брата и хорошая сестра, я не помню точно какой это миф, но что-то тут должно быть несомненно.
    Вообще это довольно интересный момент, Риггиз приходит к матриархату... Алма оказывается такой вот Великой Матерью. Сообщество женщин-имбрин уничтожает заигравшихся во власть братьев мужчин.
    Это если совсем кратко.
    ***
    Что понравилось? В первую очередь привлечение автором визуального материала. Фотографии, найденные им на блошиных рынках и купленные на аукционах, как нельзя лучше участвуют в сюжете трилогии. Местами, правда, создается впечатление, что автор с трудом вводит все новых и новых персонажей с фото в книгу... Как бы то ни было с основными героями у него всё получилось.
    Кроме того, замечательно, что автор ставит перед героями непростые задачи... он показывает их чуткими к чужой боли и социальной несправедливости, но тем не менее им приходится принимать всё как есть...
    Текст местами очень проникновенный... без сюсюканья автор говорит о сложных вещах... о принятии реальности с её жестокими сторонами, о хрупкости человеческой жизни, о том, что по-сути несчастные жители Дьявольского акра не виноваты в том, что оказались в таком положении...
    Правда, Джейкоб может пообещать складывающемуся человеку не оставлять его, а потом все-таки бросить "предоставив ему шанс"... да и обещание найти его близких Портман младший тоже не выполнил.
    А эмоциональная Эмма пару раз просит Джейкоба дать "обещание не умирать", а потом смиренно говорит, мол, прости-бро-мы-думали-что-тебя-все-таки-съела-пустота.
    В самом конце герои пафосно рассуждают о смерти Фионы, но при этом особо не напрягаются тем, чтобы отправиться в ту петлю и хотя бы посмотреть жива она или нет...
    Ещё не очень понравилась затянутость батальных сцен. Порой читаешь и думаешь... героям пора выспаться и покушать... а они все сражаются и сражаются, как спецназовцы...
    Да и с параллелью пустоты/нацисты Риггз явно опоздал, это за него уже проделала Роулинг... хорошо, что автор вовремя опомнился и в третьей книге к этой теме не вернулся.
    Все это частности... в целом они не портят впечатление от сюжета и образов. Повторюсь, но мне кажется, что как история взросления, это очень хороший текст...

    2
    58