Рецензия на книгу
Иуда Искариот
Леонид Андреев
Аноним15 октября 2016 г.Если тебе удалось кого-то обмануть, это вовсе не значит, что человек глупый. Скорее всего это значит, что тебе доверяли больше, чем ты того заслуживаешь. (с)
Начну с того, что эту книгу я читала с опаской, так как знала, что официальная церковь не особо хорошо относиться и к автору, и к самому произведению. Так же я читала отзывы на повесть и уже была готова к внутреннему протесту против "оправдания" Иуды.
То бишь, у меня перед чтением уже были некоторые ожидания и предубеждения.
Тем удивительнее было обнаружить, что ни одно из ожиданий не оправдалось.Во-первых, я не увидела никакого оправдания Иуды. На мой взгляд, совершенно очевидно, что Иуда здесь не исторический персонаж, а собирательно-метафорический образ. Начиная от внешности (двуличие и лицемерие, полнейшая дисгармония), автор недвусмысленно рисует образ сатаны и наделяет его всеми грехами и пороками - воровство, обман, блуд, наговор на ближних и т. д. А чего стоит описание коварства, когда уже договорившись о предательстве, он начинает "нежно опекать" Христа. Насквозь лживый образ. Полное отсутствие способности к покаянию и непомерная гордыня, которая затмевает разум и адекватное отношение к действительности "я такой красивый, я, я, я...". Совершенно четкий и законченный образ, с закономерным итогом (заканчивается эта история и начинается, как мы знаем , другая история, когда Христос победил смерть и воскрес).
Ничуть не менее интересны образы других апостолов, особенно Фомы. Образ Фомы это (в данном случае) образ сомнения и недоверия. "Когда нет Христа и нет Иуды, главным становится Фома". Опять таки, автор вполне ясно описывает духовное состояние человека, варианты развития этого состояния.
Мне очень понравилась повесть именно вот этим безжалостным обличением зла. И очень странно, что кто то может в этом образе Иуды увидеть нечто иное, чем зло в чистом виде.Впрочем, есть еще одна причина, по которой эта книга для меня стала если не любимой, то очень важной. Редко можно встретить в литературе такой понятный для любого верующего образ Христа. Бесконечное терпение. Смирение сильного человека, наделенного миссией. Мужество и доброта, мудрость и внимание. Любовь не как чувство или эмоция, а как действие, отношение.
Так и не смогла я понять, почему же официальная церковь настроена против книги. Если выводы и отзывы неверующих и не прочитавших Евангелия мне в принципе более-менее ясны, то негативное отношение верующих вызывает во мне недоумение. Впрочем, есть подозрение, что негатив связан больше не с образом Иуды, а со словами Петра (который отождествляется с официальной церковью), который чуть было не пошел за Иудой...Если так и есть, то это печально.
Очень рекомендую эту книгу всем, но всё же лучше, как мне кажется, сначала прочитать Евангелия и Деяние апостолов.
7116