Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Посох и шляпа

Терри Пратчетт

  • Аватар пользователя
    Аноним12 октября 2016 г.

    Самое главное - знать, что ты такое.

    Тебе необходимо помнить, кто ты есть на самом деле. Это очень важно. Нельзя позволять другим людям или вещам решать за тебя, понимаешь. Они вечно что-то напутают.

    Как ни странно, в лёгких и весёлых творениях Пратчетта определённо есть философский подтекст. Философия эта в близком родстве с "Автостопом по Галактике" и "Доктором Кто" (знаю, с этим сериалом я Пратчетта уже сравнивала), и заключается в главном тезисе - "Относись к жизни проще!" - с многочисленными подробностями. Подробностей каждый, читавший Пратчетта, сходу выгрузит целый вагон, потому как стебётся этот писатель надо всем, что попадается под руку. Взять хоть Незримый Университет и отчаянную грызню магов за власть, ограниченную стенами всё того же Незримого Университета. Дутый авторитет, самообман, погоня за бесполезными титулами - богатая почва для поиска аналогий в реальном мире, не так ли? Этакие простые истины в юмористическом изложении. Вот и "Посох и шляпа", очередной роман из цикла "волшебники и герои", основывается на нескольких подобных идеях, простых, но довольно ёмких. Я бы даже сказала, из всех прочитанных мной произведений этого автора, "Посох и шляпа" претендует на звание самого осмысленного, пардон, нагруженного смыслом. Помимо тезиса, вынесенного в эпиграф рецензии, можно вспомнить отношения чудесника с волшебниками:


    – А вам он помогал. – Ринсвинд повернулся к остальным волшебникам, которые торопливо разбегались кто куда. – Всем вам. Он осуществил все ваши желания…
    – И может быть, мы никогда не простим его за это!

    И действительно, как простить того, кто дал тебе возможность творить всё, что тебе вздумается, вообще всё, исполнять любые свои желания - и всё яснее видеть, какое чудовище ты вырастил в себе?

    Итак, при всех фирменных чертах Пратчетта (см. рецензию), в этом романе усилена "философская" составляющая (возьмём её в кавычки, потому что это, конечно, не философия, а... я не знаю... размышлизмы?). Кроме того, происходит кое-какая перетасовка персонажей: Сундук блекнет и отступает на второй план, Ринсвинда становится даже жалко, причём - впервые - за то, что его спутники к нему несправедливы (можно подумать, они-то занимаются своим делом!), а "героические" персонажи - Канина и Найджел - вызывают какое-то смутное раздражение. Кстати говоря, любопытно, что каждый персонаж этой книжки занимается совершенно не тем, чем хотел бы - одни твёрдо знают, в чём их призвание, но не имеют к этому делу таланта; другие отказываются и от призвания, и от таланта, потому что им просто хочется взбрыкнуть; третьи со скуки пошли не своим путём; ну а четвёртый - просто десятилетний мальчишка с очень злым и деспотичным отцом, какой с него спрос.

    Финал, как это частенько устраивает Пратчетт, довольно-таки печальный, фарс вдруг превращается в элегию. Впрочем, юмористические книги часто завершаются таким манером - возможно, для контраста. Если в классическом романе герой долго страдает и мытарится, а под конец получает свой хэппи-энд, то читатель Терри Пратчетта должен всё время смеяться, а в финале чуть-чуть погрустить. Надо будет провести исследование - "о невозможности счастливого конца в юмористической литературе, претендующей на собственную философию".

    В целом я привычно довольна прочитанным: весело, забавно, удачные шутки, милые герои. Отдохновение.

    11
    57