Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
Gerera12 октября 2016 г.1901 год. Первая книга 20 века. Манну было всего 23-24 года, когда он начал работать над текстом. Это как если бы я сейчас села и написала книгу, за которую получила бы нобелевскую премию через 30 лет. К тому моменту уже вышли другие романы Манна "Королевское высочество" (1909) и знаменитая "Волшебная гора" (1924), однако премия вручена именно за первый роман. Роман, писать который Манну помогала "Анна Каренина". Он сам часто говорил, что набирался сил за чтением Толстого.
Это потрясающий роман. Редкостной силы, насыщенности деталями, судьбами, историями, особенностями морали особого класса общества. Здесь сочетаются практически японская приверженность фирме-семье (здесь это не художественное средство выразительности, а факт, данность) и отчаянно подавляемое желание быть чем-то большим, чем обычный представитель класса, быть чем-то из ряда вон выходящим.
Это история о преемственности и истории. О почти самурайском понятии долга, который с самого рождения определяет колею жизни. Принадлежность семье означает принадлежность фирме. Она заставляет каждого члена семьи жертвовать собственными склонностями, привязанностями, интересами, желаниями. Говорить об этом романе можно бесконечно.
Он насыщен психологическими, портретными, интерьерными деталями, которые повторяются рефренами в важные для семьи и героя моменты. Они подчеркивают стабильность, неизменность, историчность всего происходящего. Позвякивание золотых браслетов старой консульши Будденброк, дрожащая губка Тони, одни и те же фразы, одни и те же действия.
И еще. Персонажи статичны. Они не меняются, не переживают катарсисов, которые кардинально что-то в них меняют. Они остаются самими собой. Но все катится по наклонной. Это ощущается сразу после смерти старого консула Иоганна Будденброка. После его смерти и ухода из жизни целой эпохи (как не раз подчеркивает Манн) остается сын, который уже не "создан для коммерции", а внук - вообще всю жизнь внутренне борется с собой. Успешно борется, до какого-то момента.
Чудовищно прекрасная вещь. Чудовищно конечно благодаря тому, что все разрушается и приходит в упадок. Как-то Цветаева сказала о Маяковском: "Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый — поэт встал и человека убил…". Это Томас Будденброк. И он убивал себя дольше, так что сами делайте выводы о том, до какой степени виртуозности в самоистязании успел он дойти за эти годы.
1287