Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ из желтого металла

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним11 октября 2016 г.

    Он заблудился в бездне времён...

    Иногда людям нужны сказки и чудеса. Да, взрослым, с трезвым и ироничным взглядом на мир и окружающих, знающим на все 100% процентов, что чудес не бывает! Дожить бы до зарплаты, чего уж там. Но вдруг где-то в глубине души шевельнётся это волшебное и почти неуловимое «а вдруг?» Особенно если тебе расскажет такую историю Макс Фрай, маг и кудесник сюжетов и слов. И снов.
    И ты читаешь, хмыкая иногда над собой: надо же, ведь автор намешал в свою чернильцу немного оттуда, немного отсюда, взял персонажа там, сюжетную линию тоже где-то уже мы встречали. Потихоньку хмыкать перестаёшь и думаешь: а ведь молодец, вкусно получилось! И в плагиате не обвинишь: слишком явные аллюзии, пользуйся, дорогой читатель! Радуйся, ты словно видишь то ли выросших героев из детства, то ли смотришь издалека и сомневаешься: он? Не он?
    О том, что вся история намекает, да что там, кричит и тычет пальцем в сторону «Буратино» и золотого ключика, не писал только ленивый. Поэтому не будем повторяться. Только Буратино вырос, стал человеком, как и предсказывал говорящий сверчок, имеет тонкий музыкальный слух и вкус ко всему, что с искусством связано, но по-прежнему любит совать свой длинный нос в разные истории. И папа Карло у него в книге имеется, и таинственная дверь в подвале, и ключ тут тоже главную роль играет.
    В книге полно приключений, таинственных и странных. Какая же сказка без них? Наш Буратино (зачёркнуто) Филипп Карлович отправляется на поиски того самого ключа из жёлтого металла, причём не куда-нибудь, а в утончённую и загадочную Прагу, а оттуда дальше и дальше. Вообще автор отличается удивительной способностью описывать города так, что в них хочется отправиться просто немедленно. Вот и здесь впору составить маршрут для обязательного путешествия в Прагу, Краков, обожаемый Фраем Вильнюс.
    Однако маршрут героя мы вряд ли повторим, потому что часто ему приходится перемешаться во сне. По своей или по чужой воле, это вопрос открытый, иногда он и сам этого не понимает. Ведь у М.Фрая даже улицы видят сны, а на рынках чудные старушки продают тапочки для сна. И представляете, они стаптываются!
    Давным-давно писатели погружают своих героев в сны с самыми разными целями, но в этом тоже есть своя прелесть: в узнавании каких-то литературных традиций, в угадывании намёков, да и фантазия автора и читателя тут может разгуляться на всю катушку.
    Приключения. Сны. Перемещения во времени и пространстве. Города, от названий улиц которых уже веет волшебством. И герои, конечно же. Сплошь странные, со своими заморочками и закидонами. Иные выписаны чересчур гротескно, какими-то широкими мазками, как будто снимались в кино и забыли смыть грим; другие более нежно, акварельно. Набор персонажей достоин какого-нибудь музея восковых фигур.
    Написана история просто и при этом – как ни странно – красиво. По-моему, здесь фундаментом для таких ощущений является всё та же литературная игра. Чего только стоит первая фраза: «Петр закрыл за мной ворота». Надо ли напоминать тут о библейском Петре и у каких ворот он стоит? И куда дальше несёт нас мысль? В книге-то вроде бы всё проще, мы сразу хлопаемся на грешную землю, однако, вернувшись к началу, понимаешь, что лучше этой фразы ничего тут и быть не может. Хотя фраза хороша вроде бы как раз для финала, но нет! Фокус такой. Перевёртыш. И вот это «закрыл», а в противовес загадочная дверь, которую надо открыть… Которая, впрочем, окажется на самом деле тоже воротами, да не простыми…
    Вскоре после прочтения вдруг попалось стихотворение любимого Н.Гумилёва «Заблудившийся трамвай», от некоторых строф которого побежали мурашки:
    Мчался он бурей темной, крылатой,
    Он заблудился в бездне времен…
    Остановите, вагоновожатый,
    Остановите сейчас вагон.

    Поздно. Уж мы обогнули стену,
    Мы проскочили сквозь рощу пальм,
    Через Неву, через Нил и Сену
    Мы прогремели по трем мостам.

    И, промелькнув у оконной рамы,
    Бросил нам вслед пытливый взгляд
    Нищий старик, — конечно, тот самый,
    Что умер в Бейруте год назад.

    Где я? Так томно и так тревожно
    Сердце мое стучит в ответ:
    Видишь вокзал, на котором можно
    В Индию Духа купить билет?

    Мистика! Ведь только я о чём-то таком читала у М.Фрая! И как тут в чудеса не поверить?

    7
    58