Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание сочинений. Том 3. Межзвездный скиталец

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    VaninaEl11 октября 2016 г.

    Этот читательский год для меня в числе прочих открытий стал открытием совсем незнакомого, совсем другого Джека Лондона. Лондон – фантаст, кто бы мог подумать? Сначала была постапокалиптическая «Алая чума», а вот теперь – философско-эзотерическая «Смирительная рубашка» (или «Странник по звездам»). Узнать знакомого и любимого с детства автора с этой неожиданной стороны было чрезвычайно приятно, тем более что фантастику я обожаю в любых ее проявлениях.

    Отбывающий пожизненное заключение в калифорнийской тюрьме Сан-Квентин (основанной в 1851 году и реально существующей до настоящего времени) за убийство, совершенное в состоянии аффекта, профессор аграрного университета Даррел Стэндинг, уникальный специалист и весьма достойный человек, сталкивается с ужасающими условиями американской тюрьмы, в которой к заключенным относятся хуже, чем к животным. Узников беспричинно избивают, не предоставляют им самого необходимого, отвратительно кормят и регулярно подвергают пыткам. В качестве одного из пыточных приспособлений используется так называемая «смирительная рубашка», не имеющая ничего общего с одноименным инструментом психиатров. Это просто кусок брезента с отверстиями, через которые продевается веревка. Провинившейся узник туго зашнуровывается, при этом деформируется грудная клетка и сдавливаются внутренние органы человека, ломаются ребра и возникает стенокардия. В таком состоянии заключенного могут продержать от нескольких часов до нескольких суток (кстати, такой способ «увещевания» строптивых заключенных отнюдь не выдумка и действительно использовался в тюрьме Сан-Квентин вплоть до 1944 года, когда пытки были законодательно упразднены. Писателю стало известно о «смирительных рубашках» от бывшего заключенного Эда Моррела, не без помощи Лондона сумевшего выбраться из тюремного ада и ставшего прототипом одного из героев романа). Будучи оклеветан в хранении динамита, Стэндинг регулярно подвергается сеансам «смирения». Но даже его несгибаемая воля имеет предел, и вряд ли герой смог бы пережить издевательства, если бы не подсказанный ему собратом по несчастью способ уйти от реальности – «малая смерть», некий транс, позволяющий отрешиться от физической боли и выпускающий дух на свободу. Но если большинство тех, кто способен прибегнуть к малой смерти, путешествует вне тела в реальном мире, Стэндингу становятся доступны бездны исторической памяти человечества и скитается он в часы страдания собственного тела в различных исторических эпохах и во всех концах света.

    Герой уверен, что он – звено в цепочке перерождений одной и той же души. Именно поэтому ему не страшна смерть и именно по этой причине, по его мнению, он обладает несгибаемой волей – тысячелетиями натренировал. Ведь он был и бесстрашным аристократом-дуэлянтом в средневековой Франции, и американским мальчиком-переселенцем, готовым на подвиг ради близких, и безымянным религиозным фанатиком в Египте, прожил долгую жизнь, полную взлетов и падений, в древней Корее, был американским моряком, единственным уцелевшим после кораблекрушения и выживавшем в течение восьми лет на крошечном каменистом островке, питаясь одним только сырым тюленьим мясом, будучи римским легионером, видел смерть Иисуса (и обстоятельства его смерти несколько разнятся с каноническими)… А сколько всего ему еще предстоит увидеть! Так что смерть тела не может страшить, дух – это реальность, которая не гибнет никогда.

    И во всех прожитых жизнях герои объединены вечной общностью – любовью к женщине. Подводя перед смертью итог своим странствованиям, Стэндинг приходит к выводу, что женщина – венец всего существующего. Для нее, ради нее, из-за нее происходит все движение мира. Без нее жизнь мужчины не будет полной. В конце концов, именно из-за женщины и сам герой очутился в одиночной камере тюрьмы Сан-Квентин…

    Непростая книга, местами чрезвычайно жестокая, местами трагичная, но при этом захватывающая и заставляющая задуматься об очень многом. Правда, убедить меня, законченного скептика, в возможности странствий по звездам Даррелу Стэндингу все же не удалось, тут я полностью на стороне его постоянного оппонента и соседа по камере Джека Оппенхеймера – все на свете можно объяснить с научной точки зрения. Но это всего лишь мое личное мнение…

    27
    802