Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Оно

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    Аноним10 октября 2016 г.

    Так вышло, что экранизацию 1990 года я смотрела до прочтения книги. И моей первой реакцией было что-то вроде "Кинг, а ты ли это? Кто налажал, автор или создатели фильма?" Потому что это было умилительно по меркам старого кино, но тем не менее. Половину фильма ты сидишь и думаешь - WTF?

    И потому я оказалась так рада, что в книге все оказалось глубже, серьезнее и правдоподобнее. Фильм напоминает версию PG-13. Кинг же выдает все омерзительные подробности, макая тебя в самое дерьмо. В книге намного больше ударов ниже пояса. В книге намного больше сексуального подтекста и насилия.
    В фильме мы видим отца, дающего дочери пощечину. В книге пощечиной не ограничивается. Там мы уже видим отца, который откровенно бьет свою дочь и не прочь воспользоваться ею... в определенном смысле.
    В фильме мы видим бойфренда, который бьет свою девушку и подавляет своим авторитетом. В книге же это был брак, опять-таки связанный с сексуальным насилием, избиениями и поркой отнюдь не ради БДСМ.
    В фильме вообще можно убить монстра, запустив в него из рогатки серебряной сережкой. В книге все так легко и наивно не заканчивается. Книга вообще открывает перед нами каждую, каждую из тех мелких историй, которые упоминались только мельком. Это не просто какой-то там взрыв завода, где погибли сотни человек. Мы уже видим, что за этим взрывом стоят сотни детей, искавших шоколадные яйца. Мы видим мальчика, у которого кровь в волосах, а зубы перепачканы шоколадом. Мы видим все намного ярче, четче, чем нам того хотелось бы.

    И как всегда Кинг верен себе. В этом плане мне хочется сравнить "Оно" с "Сиянием" и "Кэрри". Во всех трех книгах мы имеем дело с какой-то неведомой злобной силой, которая неизменно устраивает кровавую бойню. И да, это страшно. Это создает тебе ощущение неизбежности, ловушки, из которой нельзя удрать. Но каждый раз ты задумываешься, а действительно ли во всем виновата эта злобная сила? Действительно ли в агрессии пьяного обезумевшего отца виновата эта сила? Действительно ли она подтолкнула зашуганную и затравленную девочку разнести весь город? Действительно ли она заставляла жителей Дерри творить черти-что или отворачиваться, когда это самое черти-что творят другие?
    В этом, наверное, самая сильная сторона книг Кинга. Можно убежать из нехорошего отеля. Можно уехать из проклятого городка. Можно подождать, пока рассеется туман. Нечисть уйдет, а по-настоящему страшные вещи - вроде отцов-насильников, сумасшедших мамочек, школьных хулиганов, гомофобов... - это все остается. И оно никуда не денется. И даже не возьмет передышку на 30 лет.

    Короче, "Оно" - это, наверное, для поклонников Кинга. Во-первых, потому что кирпич, и объективно говоря, местами тебе кажется, что все слишком затянуто. Да, все эти описания воспоминаний, деталей какого-то вечера в баре и прочего, по-настоящему погружают тебя в атмосферу. И это круто, когда ты понимаешь, что детали сложатся, напряжение и страх нагнетется, и в конце тебе реально будет жутко. И возможно, ты уже никогда не посмотришь прежним взглядом на раковину или водосток канализации. Но я бы не советовала "Оно" для первого знакомства с автором. Возьмите что-нибудь покороче, а то еще ненароком отпугнете себя от добротного автора.

    17
    167