Рецензия на книгу
Подземный Венисс
Джефф Вандермеер
autumn_eyeglasses27 августа 2010 г.Русский перевод названия книги Джеффа Вандермеера "Veniss Underground" не слишком удачен: теряется и аллюзия на "Velvet Underground", и намеренное созвучие с королевой Адриатики. Распробуйте на вкус - "Вениссс". Огромный город-государство в стиле киберпанк, один из многих таких же разваливающихся, прогнивших городов времён заката человеческой расы, Венисс заставляет вспомнить одновременно Basin City Фрэнка Миллера и Тибу Уильяма Гибсона.
"Новые странные" (New Weird) - литературное направление начала 2000-х годов, среди представителей которого наибольшую известность получили Джефф Вандермеер и Чайна Мьевиль (я бы добавил сюда ещё Паоло Бачигалупи). Письмо на стыке фэнтези, научной фантастики и литературы ужасов, интерес к социальным проблемам, политикам тела (люди с головами жуков, собаки с человеческими лицами) образует характерное для "странных" полотно босховской пестроты. Совсем не случайно литературными собеседниками оказываются писатели XIX века, для которых пространство тогдашних промышленных городов было таким же страшным, как для нас - пространство современного города. И если Мьевиль продолжает дело Диккенса, то "Венисс" Вандермеера отсылает к "Машине времени" Герберта Уэллса.
Под надземным городом - Верхним Миром Уэллса - существует Подземный Мир. Хозяин Подземного Венисса - загадочный биоинженер Квин - похищает неудачливого художника Николаса, а затем и его сестру-близнеца Николь. Чтобы вызволить Николь, влюблённый в неё рабочий Шадрах, чудом попавший из подземного мира наверх, должен вновь спуститься на свою родину, в машинный ад, где бедняки обеспечивают богачам возможность наслаждаться передовыми технологиями. В поисках Эвридики Орфею предстоит пройти через банк органов и подземный вокзал, познакомится со жрецами Церкви Квина и психоведьмами, достичь тринадцатого уровня и встать перед выбором: отсрочить конец человечества или спасти любимую.
Этот выбор, конечно, самое слабое место книги: у выросшего в подземном городе Шадраха нет оснований испытывать привязанность к человечеству. Но любые недостатки книги искупаются её достоинствами: библейским масштабом событий и поразительной фантазией писателя. В двух абзацах Вандермеер способен описать психологию героев так, что она будет казаться абсолютно достоверной, а в описании нельзя будет найти ни одного лишнего слова.
Чёрный саван и подержанное платье из лохмотьев и шёлка - самый подходящий костюм для человечества, тратящего своё время на вечеринках завтрашнего дня. Если вам наскучили тяжёлые размышления европейских писателей об их фашистском прошлом, или вы просто любите страшные сказки, Вандермеер навеет вам золотой сон.14326