Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним3 октября 2016 г.Не в экзотике счастье
Роман Грэгори Дэвида Робертса – типичное явление хорошей беллетристики, которая на некоторое время будоражит умы читательской аудитории. Тщательно вылепленный монумент, восхищающий смелостью и крупнотой приемов, широтой мысли и какой-то неправильностью, которая говорит нам, что это из той действительности, которая нам никогда не будет доступна. Робертс нарисовал мир грез, голливудско-болливудских приключений, оставив маленькую лазейку в реальность – основано на собственной жизни. А значит, и читателю когда-нибудь может представиться возможность побыть героем.
Точнее, антигероем. Фольклор и мировое искусство знает множество примеров того, как разбойники, люди вне закона становились любимцами публики в силу чистых личностных качеств. Таков и Лин, наркоман, беглый арестант, не представляющий свою жизнь без борьбы с законом (не государством, не силовыми структурами, а именно заведенным порядком общественной жизни). Он ловок, силен, выживает после сильнейших избиений и даже преодолевает героиновую ломку. Но при этом главный герой совестлив, помогает бедным, избегает убийств, мыслит порядочными категориями в отношении любви и дружбы. А главное, то самое, пожалуй, главное, что сделало «Шантарам» бестселлером – это бесконечное философствование о жизни и поэтичность в классических традициях. Робертс глазами Лина ищет цветистые метафоры на каждом шагу – и в описании природы, и людей, и городских ландшафтов. Он не упускает возможности блеснуть драгоценным эпитетом и выложить затейливую вязь афоризма. Индия, скажет читатель, она сама по себе настраивает такую оптику на окружающий мир. Но и средняя часть о приключениях в Афганистане, полная крови и боли, не лишена литературных красот.
Да Индия это ли, Афганистан ли? Робертс настолько подробно останавливается на описаниях быта, праздников, мимолетных сценок, вдается в пространные лирические отступления, что кажется – да, не книга, а отпуск по местам, куда обычного туриста не пустят. Но когда острые ощущения проходят, ты понимаешь, каким безысходным, отчаянным, озлобленным видит мир лихой на перо Лин-Робертс. «Мирный человек», Шантарам, постоянно находится среди бедности и войны, где достаток и благополучие достигается лишь за счет унижения и убийства. Идиллия бедных кварталов Мумбаи – это выцветшая, осыпающаяся фреска. И галерея простых, всегда улыбающихся персонажей не убеждает в том, что так правильно жить. Афганистан же наполнен ненавистью и русскими, безжалостно уничтожающими мирных жителей. Да, не место здесь поднимать разговор о той трагедии, и писатель тоже всеми силами старается лишь намекнуть на свое отношение, не влезая в большую политику. Но читатель видит: мир – это предательства, сумасшествие, последние остатки горделивого фольклорного воинского долга, тонущего в кровавом месиве.
А еще Робертс талантливо спекулирует на теме, в которую современная публика, рыдая, взгрызается – это поиск отца. Настойчиво писатель крутит философию и внутренние монологи вокруг взаимоотношений Лина и Абдель Кадер Хана, другого крайне харизматичного, мистичного персонажа, только по смерти утрачивающего культовый флер. Если любовью, которой здесь тоже много в разных видах, уже сложно удивить, то мужчина, который нежно, сентиментально, на фоне эпичного сражения непостижимых сил открывает в себе чувства сына к отцу, это по-прежнему сильно (вспомните, например, «Американские боги» Геймана).890