Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    Tatiana_Ka26 сентября 2016 г.

    C тех пор как я увидела Донну Тартт (то ли девушка, а то ли
    Северус Снегг), мне не терпелось прочитать Щегла. Тем более в 2014 году на
    книжных небесах только и разговоров было, что о Щегле и о Донне. И шедевром
    называли, и новым Диккенсом (как будто у нас так много читали старого). И
    Пулитцеровская премия опять же (хотя этот факт должен был скорее отпугнуть).
    И что я вам скажу (если вам это ещё не говорили). Бегите, бегите в книжные со всех ног. Бросайте работу, учёбу, помидоры на подоконнике и прочие объекты заботы. Эта книга стоит
    того, чтобы прочитать. Да что там, дайте мне анкету, я готова поставить галочку
    в графе шедевр. Потому что это действительно так.
    Если вы хоть за что-нибудь любите книги, эти пухлые
    талмудики, испещрённые маленькими чёрными закорючками, вы полюбите Тарттовского
    Щегла. За красивый, яркий, живой язык, органично сочетающий, как и наша жизнь,
    мат и благородство. Реплики героев, действительно, звучат как реплики настоящих
    людей, но при этом они не скучны. Вдобавок, один из главных героев по
    национальности то ли русский, то ли украинец (а может и поляк), и даже если вы
    будете читать в оригинале, русская речь пробьётся сквозь чёткую структуру
    английских предложений. И это даже как-то приятно.
    Во-вторых, в книге, на секундочку, больше 800 страниц (и это
    во времена победы твиттера и инстаграма)! Я вам гарантирую, что через неделю после начала
    чтения, вы будете идти домой с мыслью, «Хм, а как там Тео? Надо завязывать ему
    с наркотой..». К хорошим книгам такого объёма настолько прикипаешь всей душой,
    что когда она заканчивается, внутри воцаряется какая-то пустота, как будто вот
    был друг, вы с ним и в метро, и по ночам в обнимку, а потом раз! И он исчез. И
    куда ему слать письма и офисные селфи непонятно. Но очень хочется.
    В-третьих, сюжет. Он, действительно, увлекательный. Его там
    сравнивали с Оливером Твистом, но это скорее в качестве комплимента, чем намёка
    на плагиат. Я не читала ничего подобного (а читала я много). Не пугайтесь этого
    странного синопсиса про мальчика и картину. Там на самом деле про мальчика и
    картину, но ещё про резкие повороты жизни, пикантные подробности мужской
    дружбы, тягу к наркотикам , любовь к одной странной девочке и особенности
    антикварного бизнеса. И скажу я вам, Тартт всё описывает с таким знанием жизни,
    что я бы пробила её по базе наркологического центра. Во всё она очень
    детальная, очень подробная. Ни один стол не является просто столом, и Донна не
    успокоится, пока не опишет его так, что он будет готов материализоваться из
    воздуха. Она со сознанием дела пишет и об искусстве, и об антиквариате, и о русской зиме, и о
    барбитуратах (а это, как вы
    понимаете, настолько разные сферы человеческой жизни, что даже непонятно, как
    может всё объединиться в одном человеке).
    И, признаться, читаешь и как-то влюбляешься в то, что любит
    главный герой. Вдруг резко начинает хотеться в какой-нибудь крупный
    художественный музей, чтобы бродить там, всматриваться в детали, искать знаки и
    тайные смыслы. Представлять себе этого художника, который в своём невозможном
    17 веке сидел в своём безвайфайном доме
    и при свете солнца или свечей писал какие-то, бог знает почему, выбранные
    сюжеты. Хочется купить себе чиппендейловский
    комод (хотя что в нём хранить? не нижнее бельё же), и какую-нибудь изысканную, старинную
    табуретку с изогнутыми ножками (на которую страшно будет не то, что сесть, но и
    фикус поставить). И если есть из тарелки, то, чтобы обязательно фарфор. И если
    переезжать, то только в Нью-Йорк…
    И главное, главное, чем всегда отличается книга настоящая от книги искусственной.
    В настоящей нет хороших и плохих героев. Потому что никто из нас не хорош, и
    никто не плох. За время чтения я несколько раз кидалась от грани «Боже, идиот,
    что ты делаешь со своей жизнью» к грани «бедный, бедный мальчик, где тут номер
    лицевого счёта, я вышлю немного денег». В каждом персонаже сочетается доброе с
    дурным настолько, что даже и не знаешь, то ли подлец человек, то ли право
    имеет).

    Хотя нет, один исключительно положительный герой всё-таки имеется. Но ведь и в жизни
    изредка встречаются, действительно, хорошие люди.
    Справедливости ради скажу, что не все читатели было настолько окрылены. Ругали прекрасную
    Донну за затянутость, оторванность от реального времени, какую-то начатую и
    брошенную на полпути тему романтических отношений. Но даже самые злые критики
    признавали, что книга стоящая и увлекательная (и 800 страниц – серьёзный аргумент
    в борьбе с хулиганами). Поэтому, как говорится, ловите волну. И приятного
    чтения

    14
    149