Рецензия на книгу
Козел отпущения
Дафна Дю Морье
Аноним25 сентября 2016 г.Книга бодрая, интересная, читается легко, но, как и «Ребекка» страшно неубедительная. Её самое слабое место - главный герой, а это, согласитесь, немало. Цельный образ героя не складывается, как ни крути. С одной стороны это даже хорошо – невозможно придраться к нелогичности его поступков потому что в них логики никогда и не было, но кому нравится читать про человека без интересов, целей, устремлений? К тому же, так не бывает. Главного героя Джона и тряпкой-то назвать язык не поворачивается потому что даже у тряпки есть структура, а у Джона нет. Все его действия и душевные терзания настолько очевидно прогибаются под довольно-таки дырявый сюжет, что вскоре наступает разочарование – я-то ждала хорошую умную книгу, а получила это.
У англичанина Джона нет семьи, родственников и друзей (правда, в конце вдруг оказывается, что есть), но люди его не особо интересуют, ведь единственный его интерес – история Франции, преподаванием которой он и зарабатывает себе на пустую и никому не нужную жизнь. И вот устав от всего этого (не спрашивайте, от чего именно, мне не потрудились объяснить), он встречает в путешествии своего доппельгангера Жана, человека, с которым они похожи как две капли воды, но страдающего как раз наоборот от людей, которые на него полагаются. Они вместе напивается, и утром Джон обнаруживает, что Жан смылся, и теперь ему предстоит его замещать.
Да, вы можете списать отсутствие собственного Я у Джона на то, что он всю книгу пытается стать Жаном, но какие-то мотивы для этого у него же должны быть. И «я вам всем покажу!» на мотив не тянет. К тому же, Джон, как и героиня «Ребекки», редкостный нытик, и местами хочется его больно стукнуть. Вот вторая причина, по которой герои у Дюморье бесят –сидят сложа ручки и ноют, ноют, ноют, без конца только и делают, что ноют. Типа «Она сказала, что я хотел её смерти, и я ничего не мог с этим поделать.» - а рот открыть не пробовал, идиот?
Зато, как ни странно, Джон хорошо разбирается в людях, он с полувзгляда за день понимает, чего от него ждёт жена Жана и прочие родственники, говорит слова поддержки, обнимает где надо. Интересно, откуда в нём всё это, если он с людьми не ладит? Но в то же время раздаёт людям не те подарки, не потрудившись ничего про них выяснить. Прости, Дафна, но не умеешь ты в психологию.
А концовка! Что это было вообще? Я устала морщиться от омерзения. При том, что начиная со второй главы было понятно, чем всё закончится, к такому количеству показушного драматизма я готова не была, окатило им как помоями.
Наверное, моя ошибка в том, что я ждала от книги чего-то серьёзного, в то время как надо было относиться к ней как к лёгкому чтиву. Но в любом случае вывод один – я больше к Дюморье ни ногой.
1572