Рецензия на книгу
Интервью с вампиром
Энн Райс
Аноним25 сентября 2016 г.Ewigkeit ist Langeweile auf Dauer,
Ein trostloser Kreislauf, kein Anfang, kein Schluß…
© "Ewigkeit", "Tanz der Vampire"Никогда не могла взять в толк, чем же так привлекательна вампирская тематика, откуда в массовой культуре столько романтизированных образов упырей? Откуда столько бледных юношей-изгоев, чьи взоры горят неутолимой жаждой? Впечатлительным барышням так и хочется спасти их от одиночества, согреть ценою своей крови и жизни… Такая самоотверженность обязательно покорит проклятое вампирское сердце – и вот тогда придет любовь. Настоящая, неувядающая, вечная.
Стоп. Может быть, в этом и заключается секрет привлекательности вампиров – в их вечной жизни? Разве это не соблазнительно – никогда не знать смерти и тлена, быть беспристрастным свидетелем того, как сменяются эпохи, правители, настроения и взгляды общества?.. Вот и молодой интервьюер поддается искушению, требуя у Луи бесценного, как ему кажется, дара:- Разве вы не понимаете, что вы мне рассказали? Это было приключение, подобное которому мне никогда в жизни не испытать! Вы говорите о страсти, о жажде! Вы говорите о вещах, которые миллионы из нас никогда не испробуют и не поймут. Вот что я скажу вам... – Юноша подошел к вампиру и протянул к нему руки. – Если бы вы передали мне свою силу! Способность видеть, чувствовать и жить вечно!
Вдохновленный внешней, событийной частью рассказа, юноша совсем упускает из вида его внутреннюю, глубинную суть: эта вечная жизнь, какой бы насыщенной она не казалась, не приносит ничего, кроме скуки и отчаяния. Доказательством тому служит не только исповедь главного героя, но и история Лестата (вспомним, каким он предстает на последних страницах книги: жалким, болезненным, похожим на капризного старика), история Клодии, зрелые чувства и мысли которой обречены на заключение в теле ребенка… Арман рассказывает герою и о других вампирах, не выдержавших испытание вечностью:
…Многим ли хватит мужества жить вечно? Почти у всех вампиров довольно убогое представление о бессмертии. Они хотят, чтобы все вокруг оставалось неизменным, как они сами: чтобы кареты делали по старому доброму образцу, платья шили по моде их молодости, чтобы люди разговаривали и вели себя так, как было принято в их время. Но все всегда меняется, кроме, разумеется, самого вампира. Вот почему не только для твердолобых, но и для всех, у кого весьма гибкий ум, довольно скоро бессмертие превращается в вечное заключение в сумасшедшем доме среди непонятных и бессмысленных существ и предметов.
Не самая приятная картинка, правда? Как и перспектива существовать подобно Сантьяго или Селесте, парижским вампирам, алчущим лишь убийств и разрушения. Поэтому, когда Луи гневно вопрошает у юноши (а вместе с ним и у всех читателей, в особенности у тех, кто все еще не утратил романтический взгляд на вампирское бытие):
После того, что я тебе рассказал... ты просишь- единственный разумный ответ напрашивается сам собой. Не надо нам вечной жизни, нет уж, спасибо.
481