Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Острие бритвы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним23 сентября 2016 г.

    Смысл жизни=поиск счастья.
    Острие бритвы - это роман размышление, в котором Моэм анализирует системы жизненных ценностей людей своего времени. Как такового сюжета в произведение нет, роман растянут на несколько десятилетий, прерывается и продолжается от встречи к встрече автора с главными героями и благодаря этому, позволяет проследить за зарождением жизненных позиций главных героев , молодых Ларри и Изабеллы, их развития, а после подвести некий итог. В конце книги автор заканчивает, можно сказать, в период их жизненной реализации, апогее жизненного пути. Еще стоит вспомнить важного персонажа – горячо любимого Моэмом сноба Элиота, за ним же мы, наблюдаем с того момента когда он уже успел самореализоваться и вплоть до заката его жизни.
    Хочется отдать дань уважения автору за второстепенных персонажей. Кратко, но содержательно и реалистично создавши их образы, Моэм заставляет поверить и не поддаваться сомнению в существовании этих людей, которые в итоге внесли свою лепту в создании общей картины, и стали инструментами для понимания главных героев, стали факторами , которые в свое время повлияли на главных героев.
    Книга полна острых моментов, своеобразных персонажей, и поэтому очень хотелось бы выплеснуть в эту рецензию свое мнение по поводу характера персонажей. Но тогда выйдет, что я напрасно потратил время, читая это произведение, ведь это просто люди, с типичным раскладом ума для своего времени, может местами даже чересчур. Остается следить и рассуждать об результатах их действий. Автор не пытался разделить героев на злых и хороших, с правильными или неправильными «мозгами». Он просто является созерцателем и в конце даже сам удивляется , что роман-сатира заканчивается так называемым «Хэппи-эндом» .
    «Ведь все мои персонажи, оказывается, обрели то, к чему стремились: Эллиот – доступ в высокие сферы; Изабелла – прочное положение в культурном и деятельном общественном кругу, подкрепленное солидным капиталом; Грэй – постоянное прибыльное дело и к тому же контору, где проводит время от девяти до шести часов; Сюзанна Рувье – уверенность завтрашнем дне; Софи – смерть, а Ларри – счастье.»
    Персонажи и их характеры не есть самое главное, они как часть мозаики , элементы которой несут смысл лишь будучи целым и воедино. Значит разбирать стоит композицию в целом, а не ее детали . В общем выходить своеобразная солянка, вобравшая в себя философию самоопределения героев, наполненная и загадочной мудростью востока, изнуряющим трудом в поисках катарсиса, и лоск беззаботной состоятельной жизни и антуражем легкой Парижской жизни. Автор очередной раз показывает что счастье – это понятие субъективное и для каждого свое, как бы подталкивая к выводу, что смысл жизни – поиск счастья. Здесь безусловно имеется ввиду не череда мимолетных удовольствий, а некое погружение с головой и достижение некой постоянной гармонии между твоими желаниями и возможностями. Если более сухо, то выходит, что это отлаженный механизм мгновенной реализации потребностей.
    Помимо вопросов поиска себя, в произведении затрагивается тема влияния общества и авторитетов на самоопределение. Показательно, когда Эллиот, смысл жизни которого было вращение в «высшем» обществе, Изабелла, будучи ценительницей материальных благ и Грей – «трудоголик», пытались, давя общественным и собственным мнением «научить жизни» Ларри – философа питающего уважение к духовным ценностям и, в итоге, полностью отказавшегося от материального благосостояния. Этот момент мне показался действительно близким и жизненным. Типичные муки индивидуума, когда большинство считает, что знает, что ему нужно, на банальном примере семьи, где тебе в еще с детства, в период твоей интеллектуальной и личностной незрелости, вбивают в голову «идеальный» алгоритм - а-ля учеба-вуз-семья-работа-могила. На примере Элита, когда его по причине старости «пустило в тираж» светское общество, несмотря на то, что он до последнего пытался вращаться в нем: «Ради такого я и со смертного одра бы поднялся!» и к его смертному ложе не наведался никто кроме ближайших родственников и Моэма, становится ясно относительная ценность человеческих целей и стремлений. Но сказать , что Элиот неправ нельзя. Так как он был счастлив. Счастлив по-своему…
    А в чем твое счастье?

    5
    56