Рецензия на книгу
Тэсс из рода д'Эрбервиллей
Томас Гарди
Net-tochka22 сентября 2016 г.Нет счастья на земле, и никто его не заслуживает, и никто его не достигнет: ни праведные, ни согрешившие, но раскаявшиеся, ни простые бедные труженики, ни образованные и богатые, ни честные и принципиальные, ни хитрые и расчетливые, ни верующие, ни разуверившиеся, ни отвергнутые, ни любящие, ни преданные кому-то, ни кем-то преданные или предавшие. Такой печальный вывод сделала я после прочтения романа Томаса Гарди. И пусть бы еще это касалось отдельных героев книги – так нет же, судьба тех, с кем пересекаются жизненные пути главных персонажей, в разных вариациях показывает нам все то же: счастья нет.
И если сначала можно вроде бы кого-то обвинить в том, что сам он виноват в своей неудавшейся судьбе, то постепенно это обвинение замирает на губах, не успев в очередной раз сорваться, потому что вот рядом же подруги Тэсс, которые ничем не лучше и не хуже ее, но не согрешили, и не предали, и до последнего старались быть честными, а все-таки и их жизнь не щадит. За что, почему? Где выход из этой ситуации?
Главные герои развернувшейся драмы долго вызывали у меня некоторое неприятие, недовольство какое-то смутное; хотя автор очень старался показать, что и им не чуждо хорошее, иногда, мне кажется, он все-таки стремился приукрасить эти образы, незаслуженно выделить из группы таких же людей в ущерб достоверности. Некоторое места романа пробудили откровенное недоумение и даже недоверие. Так, например, Тэсс обвиняет во всем Алека, ссылаясь на свое незнание некоторых вопросов – и это взрослая деревенская девушка достаточно простых нравов, которую, как отмечает в одном месте автор, смущали некоторые особенности ее тела (этот вопрос она обсуждала с подругами, говорит автор, а другого ничего не знала?). Мама ее, почтенная многодетная дама, не стеснялась на многие вещи смотреть просто, раз уж их нельзя было изменить, но при всей простоте своих нравов не позаботилась поговорить с подросшей дочуркой, отпуская ее в жизнь. Опять же, Тэсс сначала ничем не выделялась, как говорит автор, но потом постоянно стали подчеркиваться те или иные ее особенности внешности, ее красота, которая, волшебным образом, не увяла после перенесенных страданий и очень, ОЧЕНЬ (!) тяжелой работы и постоянных грустных дум.
Великолепный прекрасный принц Энджел Клэр вообще вызвал полное недоумение: вот уж ни разу не герой романа, так сказать – помешанный на своих принципах и странных взглядах, совершенно безосновательно неприязненно и даже высокомерно относившийся к потомках древних родов, которые НЕ КИЧИЛИСЬ этим, проповедующий простоту и культ «детей земли», он вдруг оказался неспособен понять и простить (за что?!? – уж перед ним-то она точно не виновата была в своем прошлом!) Тэсс. И это любовь? И в итоге по вине этого «передового», «прогрессивного» «нового» человека на долю Тэсс выпали страдания чуть ли не еще тяжелее, чем после ее работы птичницей у новоявленных Д'Эрбервиллей. У меня сложилось впечатление, что она одна сполна расплатилась и за свои грехи, и за грехи своей семьи (причем за весь род Д'Эрбервиллей от начала его основания), и за Алека, и за одно уж за Клэра (и его высоконравственную, но тоже со своими странностями, семью), такого правильного и прямодушного, что противно даже).Но по мере развития сюжета, который отнюдь не нов, мне становилось все интереснее, (несмотря на отмеченные сомнения и несогласие с автором), потому что Гарди все-таки даже в угоду Тэсс и Клэр не завершил роман обычной банальной концовкой, когда всем злодеям достается по заслугам, а несчастные обретают любовь, счастье, достаток и вообще все, что нужно для полного счастья. У главных персонажей этой истории была надежда, но все-таки жизнь неумолимо обрекала их на новые испытания и страдания.
Никто не остался в выигрыше.Вот я и говорю, что справедливость (если ее понимать примерно в духе семьи Клэр) восторжествовала, и все получили то, что и должны были (да-да, и Энджел получил «вариацию» невинной Тэсс, как это не странно), но вот кто из них был действительно счастлив? И как в мире этих людей вообще можно остаться человеком и не страдать?
8127