Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним19 сентября 2016 г.Удивительно, что эта история была написана на спор 19-й девушкой в 19-м веке, а не Стивеном Кингом в веке 20-м. Ведь это мистер Кинг считается признанным знатоком душ человеческих и мастером показать не столько монстров внешнего мира, сколько монстров мира внутреннего. Впрочем, именно это и позволяет нам, современным людям и читателям, причислять произведение мисс Шелли к классике мировой литературы.
"Франкенштейн" после прочтения может, конечно, разочаровать тех, кто сначала смотрел его историю на экранах. В фильмах очень многое было добавлено, изменено и местами даже переврано на угоду искушённому зрителю. В книге вы не найдёте ни зловещих экспериментов в мрачном замке, ни восторженных криков доктора "Оно живое!", ни верного горбуна Игоря. Здесь этого ничего нет. Здесь есть лишь только ужас человеческой души и глубина, на которую она может пасть в своих эгоистичных устремлениях.
Виктор Франкенштейн, выражаясь современным языком, был типичным представителем "золотой молодёжи". Родился в зажиточной семье в Швейцарии, с самого рождения был окружён заботой и любовью, и вся жизнь перед ним расстилалась разноцветным красочным ковром. При этм у него был острый и пытливый ум и амбициозные планы на будущее. Приобщившись в юном возрасте к трудам первых естествоиспытателей, он выбрал своим путём служение науке. Но не самоотверженное служение, нет. Вряд ли бы Виктор способен был принести себя в жертву всему человечеству, например, испытав на себе новое лекарство от страшной болезни. Отнюдь. Очень скоро у Виктора проявился самый натуральный комплекс Бога. Он возжелал вернуть жизнь в мёртвую материю. И ему это удалось. При этом он очень успешно успокаивал свою совесть тем, что это открытие позволит ему вернуть к жизни всех тех дорогих его сердцу людей, которые почат с миром в будущем. Благородные мотивы, ничего не скажешь. Но его постигло жестокое разочарование, когда он увидел дело рук своих. И он тут же, в первые минуты жизни своего творения, отрёкся от него, бросил на произвол судьбы и, смотав удочки,решил раз и навсегда бросить это гиблое дело по оживлению мёртвого.
Монстр, чудовище, дьявол, демон - так он называл своё дитя, рассказывая историю своей жизни капитану Уолтону. И ни разу он даже не задумался о том, что всё могло бы быть совершенно по-другому. Виктор явил свету новую жизнь, но даже не удосужился разобраться, кого он явил. Испугавшись, испытав отвращение от внешнего вида своего творения, он эгоистично отрёкся от него. И до момента своей первой встречи в ледяных пещерах ни разу не задумался о его судьбе. Но даже рассказ создания не растрогал его сердца. Виктор в очередной раз прикрылся якобы мотивами о судьбах всего человечества. Мол, такого монстра нельзя выпускать в мир. Он уродлив и ужасен внешне, а значит таков же и внутри. Очень умно, ничего не скажешь.
Тогда чего же он ожидал от отвергнутого, всеми гонимого и проклинаемого создания, кроме как не мести и злобы? Как говорится, за что боролся, на то и напоролся. И всё то, через что Франкенштейну пришлось пройти, вполне себе обосновано и заслужено.
А безымянное создание доктора Франкенштейна оказалось на порядок благороднее своего создателя, пусть даже он и поддался гневу и злобе. Он, в отличие от своего творца, испытывал муки совести по поводу совершённых им злодеяний. И в конце решил сам покончить со всем в глубине арктических льдов.
И в конце задаёшься вопросом, а кто же в итоге был настоящим чудовищем? Как сказал бы мистер Кинг на это: люди - вот настоящие монстры.1368