Рецензия на книгу
The Fat and the Thin
Emile Zola
Аноним15 сентября 2016 г.Морок гигантской жратвы
Я слышала, что Золя пугает своего читателя чудовищным количеством подробностей, внушающих истинный ужас, но не ожидала, что мое первое знакомство с его циклом о Париже начнется с романа, в котором центральным станет... рынок. Действительно, что может быть страшного в рынке? Что интересного и захватывающего можно найти в его повседневности? В моем уже городском современном представлении стерлась ощущение воистину центральной живой рыночной площади, являющейся самостоятельным микрокосмосом внутри города, со своими правилами, иерархией, элитой и отребьем. Так вот. Э. Золя, пишущий эту книгу в позапрошлом веке, окунает читателя в этот пахнущий и галдящий мир, как головой в ледяную воду.
У романа есть центральная сюжетная линия, связанная с героем по имени Флоран, с его историей возвращения в родной Париж и его попыткой акклиматизации. Знаете, как это случается, когда в вашей голове фантазия о доме столь сладка, что вы готовы преодолеть все препятствия, чтобы туда вернуться? А вот потом оказывается, что то, что вам выпало пережить, ничто по сравнению с той жестокой реальностью, столь не сопоставимою с вашей мечтой о доме. Практически единственный настоящий друг главного героя, художник Клод, расскажет Флорану как-то во время пути по дороге после хорошего завтрака, что мир для него строго делится на "толстых" и "тощих", и, как ты ни крути, если ты воистину "тощий", то покоя тебе среди "толстых" не будет: они задавят тебя, изведут, сделают все, чтобы не видеть твоей худобы, кажущейся им отталкивающе болезненной и неправильной.
Параллельно с личной историей произведение таит в себе звук и запах "Чрева", Центрального рынка, главного места действия. Парижу вообще везет на воспевателей его городских внутренностей. А Золя делает это не эпохально, как Гюго, а с искусством поэта: он выписывает симфонии из запахов сыров, пускает реки и болота крови в мясных рядах, дает цвести фруктовым лавкам. Читателя бросает в дрожь от чрезмерности еды, которая давит, душит, смердит и портится, являясь слепыми свидетелями разворачивающихся исторических событий. (О как, загнула :0)
Не хочется рассуждать тут о растерзанном "маленьком человеке" под давлением социума. Да нет, Флоран не был "маленьким". Он просто был "тощим" поэтом со сломанным хребтом.6149