Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2010 г.

    Всегда интересно почитать про метаморфозы восприятия и, как следствие, трансформацию реальности из обыденной в иную, ведь эти темы – шарнир, вокруг которого вальсирует человеческое существование. Для героя романа «Тошнота», Антуана Рокантена, триггером к такому фортелю судьбы послужили повседневная рутина, одиночество, непонимание и чувство омерзения по отношению к другим людям, работа над никому ненужной книгой и экзистенциальные размышления об абсурдности мироздания. При таком пасьянсе неудивительно, что апофеозом дальнейшей рекурсии повествования становится Тошнота – как в прямом, так и в трансперсональном смысле. Главный герой пытается докопаться до истины, но вместо этого натыкается на пустоту. Отсюда паровоз, Тошнота – есть результат когнитивного диссонанса. Сдается мне, что в том же и суть философии экзистенциализма, отцом который Сартр, собственно, и является, – думать до тех пор, пока не стошнит. В этом смысле роман чем-то напомнил книгу «Дзен и искусство ухода за мотоциклом», где ум так же зашел за разум в неположенном месте. Мораль, по-моему, тут строга одна: познать загадочный и необъятный мир с помощью одного только интеллекта невозможно. Это все равно, что засовывать слона в спичечный коробок. По этим рельсам далеко не уедешь. А чуть переборщишь, так и вовсе схлопочешь патологию, сознание набекрень. И будет тебе тогда и Тошнота, и жопа с ручкой, и другие чудеса да феномены. В сумме за минусом отдельных эпизодов, книжка оставила неизгладимо нейтральное впечатление. Тошнота, как универсальный символ бессмысленности бытия – это да, сильно, в тему и стык, а вот как роман на все времена – даже и не знаю. По факту, не стошнило.

    5
    85