Рецензия на книгу
Фламандская доска
Артуро Перес-Реверте
Eli-Nochka11 сентября 2016 г.Полное отсутствие загадок под слоем краски. Скучнейшая партия в шахматы, когда противник предсказуем и делает только очевидные ходы. Кажется, что даже в блокноте, который сейчас лежит рядом со мной, больше жизни, чем в героях "Фламандской доски". Именитый автор, данная книга которого почему-то оказалась совершенно неинтересной для меня, и я бы даже сказала, что не очень качественной с точки зрения литературы. Стойкое ощущение, что если отбросить исторические моменты, заменить страдания парой не самых смешных шуток, сделать чуть более выпуклых героев, закинуть туда пару мопсов и перенести действие в Россию, то получилась бы новая книга сами-знаете-кого, которую можно было бы назвать "Партия для принцессы". И для Донцовой это было бы хорошо. А вот для Перес-Реверте как-то все вышло не очень.
Задумка и атмосфера, в которой все начинается, более чем хороши. Раритетная картина, реставрацией которой занимается Хулия - главная героиня, чье имя меня всю дорогу раздражало. На картине - шахматная партия между двумя мужчинами и женщина, смиренно сидящая в стороне. Под слоем картины обнаруживается надпись, которую явно сделал художник до того, как писать картину. "Кто убил рыцаря?" - вот в чем вопрос.
Только вот вместо интересного и даже возможно познавательного расследования мы получаем:
а) сухие факты из истории (подозреваю, что не достоверные);
б) скучнейшую игру в шахматы. Я не знаю, как это выглядит для тех, кто умеет и любит играть в шахматы. Мне эта игра не близка и не понятна, поэтому все время, которое было отдано на всяческие шахматные пояснения (а отдано было не мало), я реально зевала и ничего не понимала. Даже картиночки с изображениями текущей ситуации не спасли, увы;
в) странный якобы экшен с блондинкой в черных очках, слежкой, молчанием в трубку и парочкой трупов.
г) развязку, очевиднейшую, да еще и с любимым приемом, когда главный злодей рассказывает как оно все было и что он при этом чувствовал и ощущал. Только тут еще и итог, от которого хочется биться головой об стену и громко ругаться матом.И собственно на этом все. Герои прописаны отвратительно. Я бы даже сказала, что местами крайне нелогично. Вот вам хозяйка галереи, которая позиционируется умной и хваткой в работе женщиной. В книге показана только ее, эмммм, вульгарная сторона, много времени отведено внешнему виду и употреблению кокаина, есть одна пьяная истерика и отличный план в зародыше, но не такой отличный, как оказалось. В рамках работы она показана полным нолем.
Да даже главная героиня - вроде бы не обделенная интеллектом, умница-красавица-золотые руки. Но кругом какие-то странные тупые размышления, реакция на смерти все-таки близких людей нулевая, реакция на злодея нулевая, доктор, мы ее теряем. Девиз по жизни - в любой непотянтной ситуации берись за сигарету. И в понятной берись. И вообще не отпускай ее. А автор, видимо, в процессе написания бросал курить, ибо количество сигарет на страницах книги зашкаливает. Сесар вообще какой-то гипер-выдуманный персонаж, который бесил меня всю книгу и сам по себе, и в части отношений с Хулией. Ну не знаю, не верю я им, наверное так.
Единственный любопытный герой книги - шахматист-любитель, человек неприметный, однако когда речь идет о шахматах, его глаза загораются. Но и тут не все гладко, развязка загубила и его как персонажа.И кажется, что я могу еще долго-долго говорить о недостатках книги. Но закончу парой странных фактов. За первый явно спасибо автору, а вот ко вторым двум думается приложили руку переводчики.
1. Художница не понимает словосочетания "ретроспективный анализ".
- На конфорку плиты ставит кофеварку.
- И, кажется, моется прямо в свитере.
У меня все.
28380