Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The End of Mr. Y

Scarlett Thomas

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2010 г.

    Одно время Скарлетт Томас была кем-то вроде женского варианта Коупленда - смешное вырезание аппендицита современной культуре, драма в загончиках для откорма молодняка и прочие медийные смыслы и промыслы - но оказалась чертовски хорошей писательницей.
    Чертовски хорошей - потому что не только смогла создать роман, сочетающий в себе фантастический сюжет с экскурсами в философию, феноменологию, квантовую физику и дерриду, но и смогла сделать его максимально, даже невероятно - читабельным.
    А то стала бы я читать про квантовую физику, конечно.

    Ариэль Манто - главная героиня и голос романа, красивое имя которой, впрочем, лишь анаграмма из I am not real - аспирантка-литературовед в некотором университете, но у нее и помимо этого хватает проблем. Ее действительно никто не любит, она и впрямь никому не нужна, и единственным утешением в ее жизни с большой буквы Ж являются книги. Иначе отчего бы она стала тратить последние пятьдесят фунтов на редкую книгу, экземпляров которой в мире практически не осталось? Книга - творение некоего не очень вменяемого викторианского писателя Томаса Люмаса под названием "The End of Mr.Y" - не только страшно редкая вещь, но и страшно проклятая. К ней прилагается легенда о том, что всякий, читавший ее, умирал не собственно прямой смертью. Но Ариэль, которая живет не собственно прямой жизнью среди книг, сами понимаете, не очень-то это волнует.
    Но выясняется, что книга убивает тем, что от нее невозможно оторваться - в прямом смысле слова, так как в ней скрыт рецепт путешествия в Тропосферу - идеальный мир, скроенный полностью из твоих, моих и чужих мыслей, в котором нет холода, мышей, невыплаченной зарплаты и той самой Жизни, физичность и осязаемость которой так не устраивает Ариэль.

    И вот, из всего этого получается отнюдь не унылое чтиво на тему того, как страшно жить, а вполне себе динамический роман с погонями, любовью и разговорами как раз о той самой квантовой физике, разговаривать о которой, кажется, решительно нельзя.
    Но, что удивительно, Скарлетт Томас очень легко говорит о том, о чем принято говорить тяжело. Всякий, кто пытался когда-либо читать поструктуралистов, например, о которых в книге тоже идет речь, знает - постструктуралистский текст напоминает саму теорию поструктурализма. Сплошной буквенный хаос без единого центра со множеством ядер из четырехсложных букв и непереводимых французских терминов, которые - увы - только выглядят нецензурно. Так вот, все это в романе Томас приведено к какому-то вменяемому словесному знаменателю вкупе с феноменологией Гуссерля и прочими, необходимыми для продвижения сюжета, теориями.
    Раз - в карму хорошего романа.
    И два - Томас играет на слишком понятном любому читателю желании, которое до нее, впрочем, формулировали и Барнс, и Ффорде. Если книги - лучшее спасение от жизни, то нельзя ли сделать как-то так, чтобы в книгу можно было уйти навсегда.
    "Реальная жизнь чертовски осязаема, - говорит Ариэль. - Я бы предпочла вместо нее книгу".
    Так оно и получилось - "Конец мистера Игрека" позволяет на какое-то время уйти в другую реальность.
    И это - совершенно прекрасное три.

    25
    288