Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу

Майк Роуди

  • Аватар пользователя
    Аноним8 сентября 2016 г.
    КОШМАР, КОТОРЫЙ МНЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ СНИТСЯ

    Я снова студентка 1 курса университета. Лектор, преподающий основы КСЕ, в буквальном смысле слова читает лекцию с листов бумаги формата А4. Весь ужас заключался в том, что нам – неразумным первокурсникам – приходится с бешеной скоростью конспектировать услышанное, дабы получить несчастное «зачтено». Надо ли дополнительно сообщать о том, что правая рука по окончании пары не просто болела – её выворачивало от чрезмерных усилий?..

    Итогом полугодового курса КСЕ явилась полностью исписанная тетрадь 96 листов, а также нервная дрожь при слове «конспект».

    Сегодня – спустя 11 лет – я пытаюсь вспомнить, что же мы изучали на этой дисциплине. И не могу. Я приблизительно помню, какие вопросы нам начитывали. Я имею представление о том, что является предметом изучения КСЕ. Но содержания лекций вспомнить не получается.

    Рефлексия спустя годы. Причиной моей учебной амнезии (назову это так) является то, что не был осуществлён процесс перехода информации в разряд знания. Во-первых, недоставало времени осуществить понимание новой информации, осознать её (не)важность. Во-вторых, не хватало мужества снова открыть исписанную мелким почерком рабочую тетрадь и осуществить отсроченное повторение ранее «законспектированного» материала (ставлю кавычки, потому что конспектом назвать простое переписывание нельзя). В-третьих, механическое письмо развивает разве что мелкую моторику руки, но никак не память.


    КАК ЗАБЫТЬ О ТОМ, ЧТО ТЕБЯ МУЧИЛИ КОШМАРЫ

    Майк Роуди на основе собственного неудачного опыта конспектирования однажды приходит к идее кодировать важную и полезную информацию с помощью скетчей, или визуальных заметок.

    Кстати, сам автор не пишет длинные научные тексты о том, как создавать скетчи. Майк Роуди поступил мудро: по своей сути книга «Визуальные заметки…» представляет собой один большой скетч, который наглядно иллюстрирует, что из себя представляет метод скетчноутинга.

    Средства создания скетчей: блокнот неразлинованный (скетчбук) формата А5 (а вообще кому как удобнее), ручка.

    Механизм создания скетчей: мозг концентрируется на информации, то есть включаются все мыслительные операции личности, человек её анализирует, а на основе этого создаёт визуальные карты, позволяющие зафиксировать необходимые идеи в конкретных зрительных образах. Поскольку одновременно включается несколько психических процессов – мышление, речь (в данном случае внутренняя), память и др., у человека появляется гораздо больше шансов запомнить необходимую информацию.

    Этапы создания скетчей:
    1. Скетчи создаются в реальном времени – когда человек принимает участие в конференции, слушает презентацию чего-либо, совещается с коллегами, читает статью и пр.
    2. Необходимо внимательно выслушать/прочитать/посмотреть информацию, а потом проанализировать её на критерий важности и необходимости.
    3. Полезная информация оформляется с помощью визуальной карты, или скетча. Она может содержать как слова, так и картинки.

    Важная мысль: суть скетчей состоит в фиксировании идей. Скетчноутинг – не искусство, поэтому неважно, хорошо ли рисует человек или нет.


    ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

    1. Здесь вы можете посмотреть другие скетчи Майка Роуди, а также почерпнуть новые идеи для собственных визуальных заметок.

    2. Эва-Лотта Ламм тоже создаёт интересные скетчи.

    3. А ещё на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер» вы можете найти 66 отзывов на эту книгу от людей разных профессий. Все они доказывают, что метод визуализации информации с целью её усвоения и дальнейшего использования действительно работает!

    33
    670