Рецензия на книгу
The Screaming Staircase
Jonathan Stroud
lady_may4 сентября 2016 г.Джонатан Страуд уже давно и вполне заслуженно получил в моём личном рейтинге писателей "бронзу". Не "серебро" - потому что вряд ли я захочу перечитать его книги в ближайшие несколько лет после последнего прочтения, ну а "золото" и вовсе крайне малочисленная категория, куда новые авторы и книги попадают крайне редко. "Бронза" же мной, как правило, даётся за увлекательный, но "одноразовый" сюжет, приятный слог и адекватных для своего жанра персонажей. И романы Страуда всем этим критериям вполне отвечают.
Вообще, к ужасам, мистике и прочим жанрам, в которых встречаются призраки, привидения и всяческие потусторонние силы, я отношусь с опаской. Будучи натурой впечатлительной, всякий раз беря в руки книгу, которую можно заподозрить в наличие вышеперечисленного, я, пожалуй, даже боюсь попасть на действительно страшную историю, но в то же время, когда я открываю первую страницу, мне хочется, чтобы роман вызвал мурашки по коже. Однако за "Кричащую лестницу" я как раз бралась без каких-то особых опасений. Оказалось - зря. Щекочущие нервы ощущения книга Страуда вызвала ближе ко второй половине текста, в Кум Кери Холле, и это одна из тех причин, по которой я поставила "Лестнице" столь высокую оценку.
Второй причиной я назвала бы персонажей. Несмотря на специфику жанра и их юный возраст, Страуд выписал троицу главных героев на удивление правдоподобно. Я, правда, так точно и не поняла, сколько же им лет, но хотелось бы предположить, что не меньше пятнадцати. Для такого возраста и ввиду непростой профессии Локвуд и Ко действовали и мыслили вполне адекватно. Неожиданных ратных подвигов, воинских талантов и прочих роялей в кустах я за всю книгу ни разу не заметила, и это в очередной раз подчёркивает профессионализм Страуда в отношении выбранного им жанра подросткового фэнтези. Разумеется, последнее накладывает на повествование свой отпечаток - тут будет уместно вспомнить о дедуктивных способностях Локвуда и его потрясающем хладнокровии, - но это не портит общей картины. Напротив, Локвуд - крайне интересная личность, и он заслужил мою симпатию с первых же страниц.
Не могу я не отметить и потрясающие декорации Туманного Альбиона, в которые Страуд в очередной раз мастерски вписывает "альтернативные" элементы. Его миры, так напоминающие реальность за окном, в то же время искусно дополнены фантастическими деталями, которые, к тому же, имеют вполне убедительное обоснование, и "призрачный" Лондон тому не исключение. Взять хотя бы логичное пояснение, почему Гостями занимаются именно дети. В общем, сеттинг выписан на достойном уровне и этим напомнил мне книги Вестерфельда, у которого тоже реальность и "альтернатива" переплетены так умело, что иной раз и не замечаешь этой границы.
С другой стороны, должна признать, что детективная составляющая этой истории слабовата. Интрига перестала быть интригой, стоило Локвуду и Ко взяться за расследование Красной комнаты и Кричащей лестницы. Слишком уж топорные у Страуда намёки и подсказки. Впрочем, в оправдание можно сказать, что основной жанр всё же - не детектив, поэтому подростковому фэнтези простительно отсутствие неопределённости, свойственной, к примеру, романам леди Агаты.
В заключение могу лишь сказать, что "Кричащая лестница" - очень достойный представитель жанра, а Страуд до последней страницы сохраняет высоко заданную планку, да ещё и к тому же очерчивает заманчивые контуры будущих загадок, которым, я надеюсь, будет уделено достаточное внимание в следующих романах об Агентстве Локвуда и Ко.
1365