Рецензия на книгу
Моби Дик, или Белый Кит
Герман Мелвилл
VasilenkoAnastasiya31 августа 2016 г.Меня зовут Измаил.
Так начинается произведение.
Если анонсировать всемирно известный сюжет, то получится примерно следующее: от лица повествователя представлена погоня капитана китобойного судна, одержимого жаждой мести, за белым китом.
Но.
НЕ сводится произведение к одному предложению.
Это - трагедия.
Это - философия.
Это - энциклопедия.
Это 135 глав.
Это - эпос. "Новый" американский эпос.
Текст охватывает все стороны жизни. Социальная, экономическая, религиозная, культурная. Нет того аспекта, о котором так или иначе бы не заводилась речь.Более десяти лет длилась моя охота на Моби Дика.
И уже спустя несколько глав я поняла, что стало препятствием тогда.
Книга - бег с препятствиями. Не получится сесть и проработать книгу за сутки. Придется ее откладывать. И не раз. Возвращаться и перечитывать. Обращаться к гипертексту.
Текст-волна. Текст-бег с препятствиями.
Вот! Вот драма, рок, судьба, фабула э-ге-геееей..на!
Навскидку.
И есть среди них такие, кто, хоть и носит библейское имя, как предписывает весьма распространённый на острове обычай, и, с молоком матери всосав привычку к суровому и величественному квакерскому этикету, ко всем обращается на «ты», – тем не менее, под воздействием бесчисленных отчаянно смелых приключений, какими изобилует вся его жизнь, начинает удивительным образом сочетать эти неизжитые странности с дерзким нравом и лихими порывами, достойными скандинавского морского конунга и романтического язычника-римлянина. И когда эти черты соединяются в человеке большой природной силы, чей мозг объёмист, а сердце весомо, в человеке, которого безмолвие и уединение долгих ночных вахт в далёких морях под яркими, неведомыми здесь, на Севере, созвездиями научили мыслить независимо, свободно, воспринимая все сладостные и жестокие впечатления прямо из девственной груди самой природы, доверчивой и открытой, и так познавать – не без случайной помощи порою – смелый и взволнованный, возвышенный язык, вот тогда появляется человек, один из целого народа, благородное, блистательное создание, предназначенное для подмостков великих трагедий. И с точки зрения сценической, достоинства его вовсе не умаляются, если в глубине его души, от рождения ли или же в силу обстоятельств, заложена, хотя бы из упрямства, некая всеподавляющая болезненность. Ибо все трагически великие люди становятся таковыми в силу своей затаённой болезненности. Помни об этом, о юное тщеславие: всякое смертное величие есть только болезнь. Но мы покуда ещё имеем дело не с таким, а совсем с иным человеком, который, однако, тоже представляет собой определённый тип квакера, возникший под воздействием особых условий..И еще разок перечитать. И еще.
Вся суть в полижанровости. В размышлениях повествователя (некоторые из которых перечитываешь на несколько раз).
В энциклопедических "вставках".
В связи со сценой китовой охоты, описание которой последует несколько ниже, а также в целях разъяснения всех прочих подобных сцен я должен повести здесь речь о магическом, а подчас и убийственном гарпунном лине.Лучше автора этот феномен не объяснишь:
От ствола отходят толстые ветви, от толстых ветвей – маленькие веточки. Так при плодотворной теме разрастаются главы.Меня поразил накал драматизма. Эсхил. Софокл. Еврипид. Мелвилл. Сам он стремится к Шекспиру, но мне больше откликнулась античная триада.
Ахав всегда останется Ахавом, друг. Всё, что свершается здесь, непреложно предрешено. И ты и я, мы уже сыграли когда-то свои роли в этом спектакле, который был поставлен здесь за многие миллионы лет до того, как начал катить свои волны этот океан. Глупец! Я только подчинённый у Судеб, я действую согласно приказу. Гляди и ты, мой старший помощник, не вздумай нарушить полученный приказСудьба, рок, предсказание, замение, страсть. Как. Как прорисовано безумие Ахава.
А киты? Они плывут по страницам произведения, взмахивая хвостами согласно пяти видам взмахов. Проникают в мысли повествователя. Перетекают из океана в океан.
Но, даже вопреки сильной позиции названия, для меня эта книга о людях.
И сейчас, прочитав книгу, я понимаю, что стоит вернуться. Что непродуктивно отпускать книгу из которой выпадает ключевой информационный пласт. История Америки 50-х годов XIX века. Морская держава. Экономические предпосылки. Предчувствие гражданской войны.
Религиозный пласт. Один из сильнейших. Тоже требует большей осознанности.
Если предположить, что декодирована и "прочувствованна-почувствованна" лишь часть, то сколько же еще осталось "за бортом".561