Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2016 г.

    Роман «Преступление и наказание».... Самая расклассическая классика, причём не только русской, но мировой литературы. Топор Раскольникова — это как череп в руках Гамлета, как белый кит Ахава, как паровоз Анны Карениной или как пята Ахиллесова. И классика эта настолько плотно вошла в нашу повседневную жизнь, что многие, даже в руки не бравшие этой книги, а только где-то что-то краем уха слышавшие, с удовольствием и претензией на знание предмета ото всей души потешаются над «смешными» анекдотами и шуточками известного рода на тему «бабок нарубить»... Но это уж обратная сторона величия от которой никуда не деться.
    «Преступление и наказание» - та книга, благодаря которой я открыл для себя творчество Фёдора Михайловича. Эта книга совершенно захватила меня в далёкие годы юности, не давала от себя оторваться; она потрясла меня совершенно и решительно, открыв и показав многогранность и сложность мира. Я увидел чувства и переживания не того порядка, которые, знаете, в разных сериалах про хороших бандитов и плохих ментов(читал книгу эту я в начале нулевых, телевизор тогда изрядное влияние ещё имел), а так, что просто... Даже слов подобрать не могу. Революция сознания да и только, ядерная бомба в душе взорвалась! После за «Идиота» схватился, с ума свихнулся почти совсем, но, слава богу, «Бесы» и «Карамазовы» оказались мне тогда не по зубам и до 25 лет (а именно тогда я прочитал все основные и большие произведения Достоевского) я остатки разума ещё сохранял... Но не об этом даже рассказать хочу, понимая, что до меня написаны прекрасные и глубочайшие статьи, исследования, рецензии и прочие работы по следам великого романа. Я хочу сказать пару слов о своём любимом персонаже романа — Аркадие Свидригайлове. Ничего нового о нём я не скажу — всё свои эмоции и сугубо своё совершенно субъективное видение.

     


    ...не привилегию же в самом деле взял я делать одно только злое?

    Вот что есть Аркадий Иванович? Человек поведения забубенного, как говорит о нём поручик Илья Петрович. «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!», - вопит Лужин. Говорят, что он сластолюбец, насильник, губитель. Жену, говорят, порол хлыстом, а после и вовсе отравил. Испытывал к Авдотье Романовне какие-то животные чувства, делал неприличные предложения и прочее, и тому подобное. Словом, зверь. Если верить слухам, которые в большом ходу у окружающего его общества. А если же обратиться к стороне фактической, ведь acta non verba. После смерти своей жены он приезжает в Петербург с тем, чтобы спасти Авдотью Раскольникову от жертвенного брака с Лужиным, с тем, чтобы объясниться с ней в чувствах, а, получив решительный отказ, отдаёт 3 000 рублей Соне Мармеладовой, устраивает судьбу сирот, помещая их в пансион и кладя на каждого, до совершеннолетия, по 1 500 рублей, идёт к своей названной невесте, отдаёт ей 15 000 и совершает самоубийство. Так ли действуют пресыщенные развратники?

    Мне кажется, что Свидригайлов пал жертвой ошибки своей молодости, когда наделал долгов и оказался выкупленным Марфой Петровной из тюрьмы, а после был в полной от неё зависимости из-за документа, который та держала на руках. После уж — тотальная презумпция виновности, козёл отпущения. И от этой доли он хочет защитить Авдотью Романовну, которую Лужин вовсе не любит и ещё до знакомства с ней «положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Кстати, именно обстоятельства возможного брака Дуни и Петра Петровича оказываются последней каплей в чаше решимости Родиона Романовича и он идёт к старухе-процентщице с топором, висящим в петельке под пальто, чтобы не старуху убить, а себя убить... Но почему Аркадий Иванович совершает свой вояж у дома с каланчой на глазах у Ахиллеса, а Родион Романович — нет? Потому что у Раскольникова есть надежда: у него есть искренние друзья, любимые мать с сестрой и несчастная семья Мармеладовых, которым он может помочь и помогает. У Свидригайлова же такой надежды нет: своим детям он не нужен, Дуня его презирает, для своей невесты он не более, чем денежный мешок... Поэтому и путь ему остаётся только «в Америку». А был ли он действительно злодеем или просто уж принял на себя приписываемые ему грехи, принял страдание, перестав бороться с клеймом забубенного — один Фёдор Михайлович ведает. Сложный персонаж, неоднозначный характер, к которому я возвращаюсь каждый раз, когда перечитываю роман, переслушиваю ли аудиокнигу или пересматриваю многочисленные экранизации.

    Ещё одна свирепая история любви.
    Грустная сказочка про свинью-копилку.
    Развеселый анекдотец про то, как Свидригайлов собирался в Америку.
    Везучий,как зеркало,отразившее пожар.

    14
    374