Рецензия на книгу
The Cuckoo's Calling
Robert Galbraith
bastanall30 августа 2016 г.Возможно, тебя это поразит, но фамилия автора - не повод открывать книгу
«С особой тщательностью он осматривал спальню, а спальня, безмятежная и сдержанная, с темным паркетом, белыми шторами и хрупким туалетным столиком, осматривала его».Что можно сказать о свежепрочитанном детективе, когда разрываешься от впечатлений, но боишься разрушить интригу? Пожалуй, то же, что и обычно: да-да, знаю, что не шедевр, но мне понравилось!
Вокруг детективный романов витает много предрассудков и мнений, самое распространённое из которых — что детектив может считаться шедевром литературы только среди таких же романов, только при определённом освещении, только при стечении ряда обстоятельств, но наравне с «серьёзной литературой» — никогда. Подозреваю, что одной из причин этого является «узкая специализация» жанра. Вы ведь не поставите в один ряд с шедеврами мировой литературы какое-нибудь пособие по математике, будь оно хоть трижды гениальным? Вот так и с детективами: если что-то рассчитано на специфические интересы, то уже не может претендовать на общее признание. Мне рассказывали, что где-то в мире даже существуют люди, которые на дух не переносят детективы... Впрочем, так ли уж специфичен детективный роман, как я его намалевала? Может быть, это просто квинтэссенция сюжетной, зрелищной составляющей литературы? Винтики интриги и зрелищности максимально закручены, требования ко всем кроме следователя и преступника максимально нестрогие, и только от мастерства автора зависит, захочет ли читатель однажды открыть эту историю для себя заново. Впрочем, я снова увлеклась рассуждениями о детективных романах и ни на шаг не приблизилась к описанию впечатлений от прочитанного романа.«Зов кукушки» Роберта Гэлбрейта — увлекательный детектив. Место и время действия — Лондон, наши дни. Эта история не из тех, что могла случиться с любым, она происходит в декорациях недоступного для нас мира — мира моды и звёзд, топ-моделей, сверхпопулярных актёров, скандалов, слухов, запредельных денег и популярности. Автор без устали показывает нам закулисье этого мира, вытягивает на свет много грязи (пусть и выдуманной, но от того не менее натуральной), обнажает шрамы и, как мне показалось, по-своему предостерегает. Это не отягощает.
И я с удовольствием погрузилась в этот легко усваиваемый роман. Приятно наблюдать, как в несколько штрихов герои оживают под рукой автора, завязка простая и интригующая. Построение связок и отношений между персонажами происходит по незамысловатой (и чувствуется, что хорошо объезженной) схеме. Главный герой (хотя в детективном романе это условно) — по-своему известная личность, и ему приходится с этим жить. Мы застаём Корморана Страйка, наверное, где-то на середине его жизненного пути, он уже многое пережил и через многое прошёл. Не то чтобы он не интересует нас, но он уже сформировался, уже в какой-то мере постиг жизнь, он должен действовать как эффективный сыщик, и у него практически нет других ролей. (Пока что нет, ведь как знать, может быть, это начало великой детективной серии?). При этом в общении Корморана и его секретаря Робин (Корморан и Робин? Бэтмен и Робин?) нет заезженных мотивов — ни влечения, ни конфликта, ни отношений «учитель-ученик»: Робин не возникает перед нами в уже набившем оскомину образе ничего не понимающего помощника, который бы держал читателя на своём уровне. Т.е. да, из всех социальных определений ближе всего к истине «друг» и «ученик», но это не принципиально для читателя. Дружба между ними освежает. Впрочем, кто знает, что будет дальше?
Плюс ко всему автор умело манипулирует читателем, заставляя думать то, что ему надо (хотя «умело» не значит «гениально»), и умело оживляет действие перед глазами читателя. Интрига и зрелищность сплетаются и достигают апогея в одной из последних сцен — и я до сих пор ощущаю то внутреннее напряжение, ради которого и читаются детективы. Чтение конкретно этого можно сравнить с просмотром приятного, ни к чему не обязывающего фильма летним вечером, когда небо заволокло тучами и не тянет гулять. Как я и сказала в самом начале, мне понравилось, но вряд ли я когда-нибудь захочу перечитать эту книгу. Роберт Гэлбрейт среди меня относится к эшелону современных авторов детективов, пишущих хорошо, но не гениально, а таких сегодня много. И вынесенной в начало цитатой я хотела подчеркнуть эту смесь удовольствия и обыденности, которой пропитан детектив. Разве что лет через десять выйдет последняя, например, пятнадцатая книга из серии про Корморана Страйка, и я решусь перечитать всё скопом, чтобы не упустить ни одной детали. Но такова судьба большинства детективных серий.И вот ещё пять копеек по поводу автора. Для меня вопрос с псевдонимом предельно ясен. Как автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг стала неповторимо важна, а как автор детективов она открывает новую сторону своего писательского таланта, поэтому нет ничего удивительного, что эти две стороны одного человека хочется как-то разграничивать. Думаю, когда она приступала к «Зову», то понимала, что новую книгу неизбежно будут сравнивать с ГП, поэтому псевдоним — это не столько попытка спрятаться за вымышленным именем, сколько символический жест. Гэлбрейт не посягает на славу Роулинг. Гэлбрейт — это Гэлбрейт.
1141