Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2016 г.

    «Человек, который смеется» – уже в самом названии таится что-то жуткое. Даже не зная о чем повесть, подозреваешь что предстоит прочитать что-то отчаянное и изъедающее душу.
    Главный герой - Гуинплен, человек, обреченный на вечные насмешки со стороны других, обреченный вечно ухмыляться страшной зарубцованной улыбкой. Но не дай Бог, увидеть его, когда он не смеется.
    Произведение долго тянется, читается интересно, но нелегко. Большинство предложений сформировано в форме афоризмов, что ни строчка - то потенциальная цитата.
    Известная любовь Гюго к детализированным подробностям слегка осложняет чтение, впрочем это его стиль и подобным образом в данном романе он неплохо выявляет все недостатки системы власти и в то же время праздный образ жизни аристократии. С другой стороны, описание всех правил правительственной машины вгоняет в какие-то тоскливые жизненные рамки, за которые никому не выйти и обрекает нищету на бессмысленную надежду на счастье.
    Очень подробно раскрыта классовая система, особенно интересны детали о том, как монарх и Парламент оказывают друг на друга сильное влияние и взаимно сдерживают проявление излишней власти. На низшие классы распространяются свои "справедливые" законы...
    Любопытное свойство произведений Гюго: они у него очень кинематографичны. Некоторые моменты буквально предстают перед глазами, как они могли бы выглядеть на экране, начиная от света и заканчивая музыкой и мимикой актеров. Например, два кульминационных момента для меня: скоморох Урсус, не желая травмировать Дею, возлюбленную Гуинплена, которого арестовали, изо всех сил старается изобразить привычный ход событий, разыгрывая целое представление... Или же обличительная речь Гуинплена, которую оглушительно обсмеяли.
    И, конечно, умеет Гюго описывать любовь. Очень яркие и нереальные чувства. Все очень четко и идеально выверено, без переборов. Сильное произведение, трагичное, его можно даже назвать пафосным, но именно такие гиперболизированные литературные приемы бешеного романтизма производят наиболее сильные впечатления.

    5
    65