Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Алмазный трон

Дэвид Эддингс

  • Аватар пользователя
    Meta27 августа 2016 г.

    Королевские мушкетеры в мире меча и магии

    О, путник, ступивший на благословенные земли Элении! Готов ли ты к путешествию по изумрудным равнинам, знойным пустыням и безбрежным морям в компании смельчаков, разыскивающих таинственный магический кристалл — Беллиом? Сможешь ли вместе с храбрыми рыцарями, могучей волшебницей, загадочной девочкой-найденышем и юным воришкой пройти полным опасностей путем и противостоять злоумышлениям гнусных предателей и коварных врагов? Тогда дерзай, и да помогут тебе Старшие и Младшие Боги Стирикума!

    Всем тем, кто не убежал в воодушевлении за заветным томиком, подтверждаю, что да, ваши опасения полностью оправданы, «Алмазный Трон» — классическое героическое фэнтези, выглядящее так же прекрасно, как и чистопородная собака. Конечно, только до тех пор, пока вы не понимаете, каких проблем со здоровьем стоит несчастной животинке идеальная форма черепной коробки и правильная длина лап. Так и этот роман стиснут рамками жанра, не дающими ему вздохнуть хотя бы раз. Главный волшебный артефакт здесь является помесью Сильмариллов и Кольца Всевластия. В разношерстной группе приключенцев всегда найдется тот, кто знает, как преодолеть очередное препятствие впереди, а для выполнения ключевой задачи необходимо обязательно обойти весь свет кругом за восемьдесят дюжин страниц. Злодеи злы исключительно по причине личной злобности. Магическая система находится на уровне банальной абракадабры: маловразумительных выкриков вроде «Окерагуказек» и пасов руками. В какой-то момент от всего этого меня с головой накрыло пренеприятнейшее чувство deja vu. Скукота куда не кинь, и совсем не за что зацепиться.

    Безликий и невыразительный мир, о котором читатель к заключительной главе узнает не сильно больше, чем на вступительных абзацах, представляет из себя стандартное квази-средневековье, формуемое автором под себя в удобных ему местах. Максимальное незнание исторических жизненных реалий будет вашим преимуществом. Иначе вас ждет много удивительного: рыцари щеголяют в черненых доспехах установленного образца, научились обходиться без оруженосцев, ни чуть не гнушаются прикрываться чужими знаменами, а до посвящения ходят в послушниках; персонажи отдыхают душой и телом в экипажах без рессор; эскулапы помимо кровопускания и установки пиявок занимаются реконструктивной ринопластикой; в церковной приемной чуть ли не напитки предлагают; в городах наличествует факельное уличное освещение в ночное время; в любой покосившейся халупе можно обнаружить застекленное окно; а кочевники заместо собственно кочевки подпирают стены домов оседлого селения. Окружающее пространство очерчено лишь узким прожектором повествования, все остальное обрисовано весьма смутно, и в целом картина не имеет горизонта. Редкие обрывки эрзац-мифологии и -истории не способны что-либо прояснить. Какие-то сплошь невнятные боги, люди, кони, приправленные ворохом экзотических имен собственных. Чем разные народы отличаются один от другого уяснить невозможно, и фразу «черты лица ее были скорее стирикские, чем эленийские» разгадать так и не удалось. Религии — блеклые кальки с язычества и христианства без малейшего понимания внутренней глубины этих вероучений. Наличествующие скудные крупицы знаний о здешнем мироустройстве столь сухи, что мигом выдуваются из памяти, ничего по себе не оставив.

    Персонажи не выходят за границы стереотипных типажей воина, мага, вора или клирика. Расстановка фигур очень уж напоминает положение дел у Александра Дюма в «Трех мушкетерах» : защитник короны противодействует духовному лицу высокого сана и его охране в красных плащиках, тогда как нуждающаяся в спасении королева здесь сама себе алмазная подвеска. Главный герой, олицетворенное добро с кулаками, абсолютно неинтересен в собственной правильности. Действует силой и нахрапом, беззастенчиво угрожая титулованным особам и их стражам, и упорно не получает по рукам и прочим частям тела за столь вызывающее поведение. Просто поразительно, как с такими-то повадками бесстрашный сэр рыцарь умудрился дожить хотя бы до четверти книги. Лжет и изворачивается во имя благой цели. Изощренно хитер, планируя показное убийство вражеского сподручного в темном переулке, только что разжившись проволокой у местного торговца. Оставляет за собой груды трупов гвардейцев кардинала одетых в красное солдат церкви и наемников, но поскольку отважный воитель личность положительная, а его противники — прихвостни зла, то преступлением это ни в коей мере не считается. Правда, прочие члены команды хороших парней столь штампованны, что про них сказать и вовсе нечего. Антагонисты, кардинал Ришелье первосвященник Энниас и павший рыцарь Мартэл совершенно не те соперники, за борьбой с которыми интересно наблюдать (хотя не могу исключать, что позже один из них, а то и оба, раскаются и перейдут на светлую сторону силы). Засылаемые ими вооруженные отряды внезапно выскакивают из-за кустов как куски раскрашенной фанеры, и расправляются с ними точно так же, как с любым муляжом. Персонажи плутают в трех соснах взаимных интриг и постоянно пытаются обвести друг друга вокруг пальца, из которого высосаны все шитые белыми нитками козни и происки. Объяснение откровенной слабости и даже бредовости всех злоумышлений просто смешно. Впрочем, все в этом мире происходит без напряжения и усилий с чей-либо стороны.

    Маловыразительный авторский слог периодически перемежается описаниями окрестных пейзажей, типичными для всех произведений, написанных подобным пресным языком. Видать, именно такой манере письма обучают на курсах писательского мастерства. Тип мышления всех действующих лиц удручающе современен. Стилистика речи едина для всех чинов и сословий. Диалоги унылы и либо ломятся от непомерного количества лордов, господ и иных чрезмерно почтительных обращений к первому встречному, либо представляют собой радостно-бестолковую болтовню с тщетной претензией на шутку промеж старых приятелей. И вечно кто-то просит кого-то постеречь его коня. В целом текст угнетающе однотипный как по содержанию, так и по сочинению. Слабую искорку интереса, затрепетавшую в самом начале, автор старательно растоптал задолго до финала. Я одолела данный том целиком в надежде на хоть какие-то подвижки к лучшему в конце, но, увы, нелестное впечатление, сложившееся у меня после первых глав, лишь подкрепилось последующими частями, ведь «Алмазный Трон», оказавшийся всего-навсего третью хроник, не имеет ни толики самостоятельности и завершенности. Так что ровно с тем же успехом можно было распрощаться с этой фантастически серой жвачкой намного раньше.

    Сочинение для поклонников жанра или неискушенных читателей. Этот роман, как типовая советская многоэтажка: в обоих случаях любой человек, столкнувшись с парой представителей, в дальнейшем будет примерно знать, что и где ожидать. Если определенная степень достоверности важна для вас, бессмысленные приключения ради приключений решительно не устраивают, а соседство в одном времени тяжелых мечей и тонких рапир заставляет исторгнуть тяжкий вздох и возвести очи горе, то это не та книга, которую вы ищите.

    12
    721