Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дракула

Брэм Стокер

  • Аватар пользователя
    Аноним27 августа 2016 г.

    Мало кто ничего не читал и не смотрел про Дракулу, но я как раз из этого числа уникумов. Все мои знания о нем ограничивались стандартным набором: вампир, живет в Трансильвании, прототип – Влад Цепеш. Так что сюжет стал для меня блестящей новинкой. Блестящей в смысле нетронутой, а не гениальной, потому что, ну, знаете… вампиры. Где бы они ни мелькали, хоть в фильмах, хоть в художественных книгах, хоть в не художественной литературе о мифологических существах, везде они мне кажутся созданиями, чье «существование» настолько нелогично и глупо, что и наблюдать за такими персонажами никакого интересу нет. Особенно это касается «классических» вампиров.

    Роман Брэма Стокера написан в форме корпуса из разных записей, в основном дневниковых, редких писем и вырезок, вложенных в заветные тетрадочки главных персонажей. По их записям мы узнаем сначала о путешествии Джонатана Харкера в Трансильванию, где он оказался в плену у Дракулы, потом – о болезни и смерти бедняжки Люси, подруги невесты Джонатана, и странностях, которые ее окружили, исследованиях доктора Сьюарда и профессора Ван Хельсинга, чье зоркое око, нестандартный ум и странноватый пыл раскрыли ужасную правду – вампиры, господа. Вооружимся же чесноком и колом и погоним разносчика Дракулу до самой Трансильвании!

    На самом деле, конечно, все несколько сложнее. Дневниковые записи переплетаются, дополняются и составляют единую, очень плавно текущую мистическую историю с ноткой бравого приключения. Классическая английская вежливость в пространных фразах – в комплекте.

    Но именно из-за такого способа подачи рассказа роман показался мне довольно скучным. Когда рассказчики не просто вываливают все постфактум, а неспешно записывают в дневниках, градус напряжения стремительно падает, и даже смерть персонажа воспринимается как-то очень тускло. Да и переживания героев, часто заключенные в дневниковые же предисловия и послесловия, кажутся наигранными. Не говоря уже о том, что стройность отобранных «материалов» хоть и впечатляет (рассказ действительно удивительно плавный и полный), но еще больше снижает читательское доверие. Поэтому погружения в историю не получилось.

    Думаю, нет нужды говорить о том, что вызвать хотя бы пародию на чувство ужаса или легкой жути роман не смог. Хотя это как раз было ожидаемо; нельзя не признать, современный люд напуган всякой изощренностью настолько, что Дракулы и Франкенштейны его уже давно не берут.

    30
    519