Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Je reviens te chercher

Guillaume Musso

  • Аватар пользователя
    Аноним23 августа 2016 г.

    Идея не нова, но написано элегантно. Хороший стиль, хороший слог, хорошая композиция, хорошие эпиграфы. Не знаю, что задумывал автор, но получился слегка постмодернистский и чуть-чуть эстетский «День сурка». Идея в книге, конечно, содержится, и она почти библейская: у каждого есть или, по крайней мере, должен быть, шанс исправить совершенные ошибки, пусть даже ценой собственной жизни. Наверное, идея правильная. Но как-то мне в неё не поверилось, и уж точно я не встала бы под её знамена даже во имя любви, которую Г. Мюссо почти превозносит.

    Герой, Итан, как в компьютерной игре, получил три таких шанса, и из настоящего в будущее пересмотрел своё прошлое. Все «жизни» закончились для него одинаково, но автор постарался вложить в них разные смыслы, постепенно уводящие героя от эгоцентрической и равнодушной позиции современного яппи в позицию более гуманистическую и романтическую, вплоть до искупительного самопожертвования. Но если вчитываться в книгу серьёзно, без сентиментального флёра, а тем более аналитически (раз уж герой, по замыслу Г. Мюссо, – преуспевающий психоаналитик, «соблазняющий Америку»), то становится понятно, что всё это притянуто за уши: если посмотреть беспристрастно, нет на Итане таких грехов, которые надо столь тяжко искупать. Да и вообще, видимо, по воле авторской фантазии, он внезапно и непонятно почему, становится сам-себе-обвинителем, нафантазировавшим себе свою греховность и раздувшим ошибки молодости до масштабов превращения в жертвенного агнца. Предал дружбу, отказался от любви? В наше время? Cosi fan tutti… Имя им – легион.

    Мне показалось, что книга претендует на статус современной притчи, что в ней силён даже некий проповеднический момент. Судьба (таксист Кертис) и Карма (хирург Шино) – два своеобразных персонажа, с которыми связана символико-мистическая линия: карты Таро (и герой, естественно, вытаскивает из кармана невесть как туда попавшую Смерть), буддизм, провидческие способности, смерть-возрождение, «мне голос был…»… Так много всего намешано в книге, что чувствуешь себя не столько в тексте, сколько на ярмарке, где циркачи и гадалки веселят почтенную публику. Конец очень претендовал на оригинальность, но почему-то не впечатлил, показался совершенно немотивированным, созданным «ради красного словца». И Нью-Йорк Мюссо такой французский-французский… хотя и чувствуется, что любимый.

    Джимми, Мариса, Джесси, Морин… - в книге много персонажей, вращающихся на собственных орбитах вокруг Итана, но, пожалуй, наиболее цельный и привлекательный персонаж – Селин. Её письмо Итану, почти как письмо Татьяны Онегину, можно учить в школах наизусть, настолько в нём много того, что хотел бы слышать каждый человек:


    «…я просто хотела тебе сказать… Сказать тебе, что моя жизнь ещё полна тобой и что тысячу раз в день я думаю о тебе, надеясь, что мои мысли дойдут до тебя. Сказать, что без тебя я медленно умираю, так как ты и есть мой якорь. Сказать, что я помню о нас всё: бесконечную чехарду, сливающиеся дыхания, расставания, свет; что всё осталось во мне, что всё это заразило меня, как инфекция, от которой я не могу вылечиться. Сказать, что я пыталась от тебя убежать, но что всё возвращает меня к тебе, что с тех пор, как я нахожусь в Нью-Йорке, я чувствую, что ты здесь, более чем когда-либо. Против всякой логики я цепляюсь за уверенность в том, что ты меня ещё любишь, хоть я так и не знаю, почему ты меня оставил и имела ли наша история хоть какой-то смысл для тебя».

    Game over! Наверное, эта книга хорошо читается под настроение, но столь же легко, под другое настроение, она и забудется.

    20
    1K