Рецензия на книгу
Je reviens te chercher
Guillaume Musso
Аноним23 августа 2016 г.Идея не нова, но написано элегантно. Хороший стиль, хороший слог, хорошая композиция, хорошие эпиграфы. Не знаю, что задумывал автор, но получился слегка постмодернистский и чуть-чуть эстетский «День сурка». Идея в книге, конечно, содержится, и она почти библейская: у каждого есть или, по крайней мере, должен быть, шанс исправить совершенные ошибки, пусть даже ценой собственной жизни. Наверное, идея правильная. Но как-то мне в неё не поверилось, и уж точно я не встала бы под её знамена даже во имя любви, которую Г. Мюссо почти превозносит.
Герой, Итан, как в компьютерной игре, получил три таких шанса, и из настоящего в будущее пересмотрел своё прошлое. Все «жизни» закончились для него одинаково, но автор постарался вложить в них разные смыслы, постепенно уводящие героя от эгоцентрической и равнодушной позиции современного яппи в позицию более гуманистическую и романтическую, вплоть до искупительного самопожертвования. Но если вчитываться в книгу серьёзно, без сентиментального флёра, а тем более аналитически (раз уж герой, по замыслу Г. Мюссо, – преуспевающий психоаналитик, «соблазняющий Америку»), то становится понятно, что всё это притянуто за уши: если посмотреть беспристрастно, нет на Итане таких грехов, которые надо столь тяжко искупать. Да и вообще, видимо, по воле авторской фантазии, он внезапно и непонятно почему, становится сам-себе-обвинителем, нафантазировавшим себе свою греховность и раздувшим ошибки молодости до масштабов превращения в жертвенного агнца. Предал дружбу, отказался от любви? В наше время? Cosi fan tutti… Имя им – легион.
Мне показалось, что книга претендует на статус современной притчи, что в ней силён даже некий проповеднический момент. Судьба (таксист Кертис) и Карма (хирург Шино) – два своеобразных персонажа, с которыми связана символико-мистическая линия: карты Таро (и герой, естественно, вытаскивает из кармана невесть как туда попавшую Смерть), буддизм, провидческие способности, смерть-возрождение, «мне голос был…»… Так много всего намешано в книге, что чувствуешь себя не столько в тексте, сколько на ярмарке, где циркачи и гадалки веселят почтенную публику. Конец очень претендовал на оригинальность, но почему-то не впечатлил, показался совершенно немотивированным, созданным «ради красного словца». И Нью-Йорк Мюссо такой французский-французский… хотя и чувствуется, что любимый.
Джимми, Мариса, Джесси, Морин… - в книге много персонажей, вращающихся на собственных орбитах вокруг Итана, но, пожалуй, наиболее цельный и привлекательный персонаж – Селин. Её письмо Итану, почти как письмо Татьяны Онегину, можно учить в школах наизусть, настолько в нём много того, что хотел бы слышать каждый человек:
«…я просто хотела тебе сказать… Сказать тебе, что моя жизнь ещё полна тобой и что тысячу раз в день я думаю о тебе, надеясь, что мои мысли дойдут до тебя. Сказать, что без тебя я медленно умираю, так как ты и есть мой якорь. Сказать, что я помню о нас всё: бесконечную чехарду, сливающиеся дыхания, расставания, свет; что всё осталось во мне, что всё это заразило меня, как инфекция, от которой я не могу вылечиться. Сказать, что я пыталась от тебя убежать, но что всё возвращает меня к тебе, что с тех пор, как я нахожусь в Нью-Йорке, я чувствую, что ты здесь, более чем когда-либо. Против всякой логики я цепляюсь за уверенность в том, что ты меня ещё любишь, хоть я так и не знаю, почему ты меня оставил и имела ли наша история хоть какой-то смысл для тебя».Game over! Наверное, эта книга хорошо читается под настроение, но столь же легко, под другое настроение, она и забудется.
201K