Рецензия на книгу
Белое на черном
Рубен Гальего
Аноним21 августа 2016 г.С чего началось знакомство с данным романом?
Обложка. Довольно минималистична, в чём, собственно, и явилась её для меня привлекательность.
Средь множества красочно оформленных книг я приметила её почти сразу.
Люблю минимализм. За обложку - моё "отлично".Пока свежи, ещё так юны
Её движения в душе,
Скажу о ней, пуская слюни,
Слова. Слова. Уже. Уже.Этим четверостишием могу охарактеризовать манеру изложения автора. Местами ненужная парцелляция. Местами настолько частая, что вовсе непонятная. Пишет, пишет о чём-то, после - подводит порой совершенно удивительный итог сказанному. Пример тому эпизод из первичного однодневного пребывания в доме престарелых: "Я пододвигаю к себе тарелку, машинально хлебаю борщ. Дерьмо. Борщ - дерьмо. Каша - дерьмо. Жизнь - дерьмо". У меня при чтении довольно часто складывалось ощущение недосказанности, от чего в сюжете откровенно сквозило пробелами, которые мне хотелось захлопнуть как форточку. Но вносить изменения - не имею права. Язык обрывист. Как и данная часть моей рецензии.
И вот - самое главное. Сюжет. Как и в языке изложения, в сюжете нет целостности. Пазл жизни рассказчика складывается в моей голове с достаточным трудом, ибо повествование, как косуля, прыгает резко, невысоко, путано.
Своими копытами разбивает сложенное, втискивая иные, порой неуместные, мелкие мозаичные осколки в истории.
Совершенной загадкой для меня осталась глава "Дед Мороз". Что? К чему? Зачем? Дополнительной смысловой нагрузки не почувствовала... Углубить суть этим мозаичным осколком автору не получилось.
Рубен осуждает тех людей, которые имея две руки и две ноги, жалуются на какие-то иные свои недостатки: "Гуинплен - дурак, страдающий из-за пустяка. Подумаешь, обезображенное лицо".
В сущности, посыл правильный. Но преподнесён так, словно Рубен - ГЕРОЙ, коим, к слову, он себя именует не раз, а все остальные здоровые люди, что мечутся в тисках мнимой неполноценности, - дураки, "насекомые, похожие на людей лишь отчасти"...
Да-да, Рубен - неизменный молодец, раз не унывает, находясь в таком жизненном положении, но. Смотря на иных через призму своего недуга, не очень правильно судить о разумности их страданий. У каждого своё представление о пределе неполноценности. Здесь дело не в том, что автор - герой, а в том, как человек смотрит на свой недостаток... И считает ли он недостаток таковым? Вернее - сделать уклон в эту сторону.Описывая всё самое плохое, рассказчик старается уверить читателя в том,
насколько глубоки его раны, нанесённые жизнью,
насколько саднит каждая царапина на его душе. От боли ему некуда деться, он бежит от неё
и выплёскивает накопленное в свою книгу. Каждый лист извергает из своих недр множество негатива,
заливая что-то положительное, что могло быть в жизни автора.
Он представляет русских нянечек как эпицентр ненормативной лексики,
который хранит в себе залы с литрами водки, выпитой на различных праздниках.
И я задумалась... Неужели такие нянечки действительно из российских реалий?!
Не могу даже представить, как бы я повела себя, если бы попадя в детский дом, я встретилась с подобным примером...
Это - лишь часть того, негатива, что я, чёрт побери, приняла в себя.
Мало! Чрезвычайно мало хорошего, доброго слова, хорошей, доброй мысли, воспоминания...
Действительно тронули меня несколько глав из книги... Это главы: "Саша", "Немец" (абсолютно верное определение, каким должен быть истинный учитель), "Письмо", "Драка", "Псих", "Собака", "Дом престарелых", "Трость", "Грешница", "Офицер", "Кормилица", "Родина", "Чёрное".
И благодаря этим главам всё равно я ставлю этой книге 4, так как за занавесом чёрного есть белое - душа, которая не сломилась под гнётом описанного. Душа, которая взывая здоровых людей к переосмыслению своих физических ценностей, заставляет хотя бы немного поверить в себя, надеяться на лучшее. Рубен, спасибо.3110