Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2016 г.

    Восприятие неизбежного конца

    Как всегда у Ремарка, насыщенные, непередаваемо живые и настоящие персонажи, ярко присутствующие на каждой странице этой прекрасной книги. Правильные диалоги, скупые на излишние описания и ненужные эмоции, очень верно прописанная философия неотвратимости смерти, которую остается только дождаться.
    Герои по сути одинаковы, и это четко прослеживается в их словах, в действиях, в мыслях, пусть Лилиан порой и забывается, начинает думать, что Клерфэ изменился. Но все одно. Они действительно живут каждый от одной какой-то своей отметки до другой. И если для Лилиан эти отметки — болезненные вдохи, то для Клерфэ это гонки, самая незначительная из которых может стать и станет последней. Разница лишь в определениях.
    В этой истории невероятно правильно показан совершеннейший эгоизм смертельно больного человека. Ему кажется, что другим его не понять, не прочувствовать, каково это — видеть смерть прямо перед собой. Ему кажется, что постоянство — это гибель, ведь столько всего нужно успеть. Ему даже начинает казаться, что «быть здоровым — преступление».
    Эти двое не хотели и не собирались влюбляться. Никому из них эта любовь не была нужна. И оттого тем более светлым, чистым, ярким и страстным было их чувство. Несмотря на недопонимания, ревность и отчаянные попытки удержать дорогой образ. Именно за образ, не за человека по сути изначально хватаются герои. Она — за уже словно бы и не живого гонщика. Он — за прекрасное неземное создание, столь не похожее ни на одну из известных ему женщин. И если Клерфэ все же в итоге принимает все изменения Лилиан, учится любить и ее несколько взбалмошную непредсказуемость, то она в ответ пытается сбежать при малейшем намеке на перемены в сложившемся в ее мыслях романтическом образе смертника. И тем сильнее корит она себя впоследствии, впрочем, не отступая от своего болезненного эгоизма, воспринимая все как удар судьбы лично по ней.
    Эта девчонка по сути, не успевшая в жизни ничего повидать, кроме нищеты, голода, войны и страшной болезни, винит во всем одновременно весь мир и всех вокруг, при этом с отчаянием понимая, что в общем и целом не права.
    Можно было бы сказать, что это книга о любви, о трагедии, о войне, последствия которой тонкой нитью вписаны меж строчек. Возможно, можно было бы сказать, что это книга о смерти.
    Но на самом деле, как мне кажется, это книга о жизни, прекрасной в каждом ее мгновении.

    4
    27