Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним18 августа 2016 г.О человечестве и человеке.
На карте мировой литературы для Гюго я бы выделила отдельный континент. Книги этого гения - несомненно, шедевры, охватывающие собой всю нашу многоликую жизнь, жизнь человечества и каждого из нас по отдельности, показывающие ее во всех ее красках, хотя автор, бесспорно, отдает предпочтение мрачным. Но какие они насыщенные и завораживающие! Какие разнообразные чувства обуревают во время чтения! Вообще, Гюго кажется мне несправедливо недооцененным. Несомненно, у него есть поклонники, но их не так много, как хотелось бы, хотя гениальность Гюго сравнима с гениальностью Достоевского. Имя его как-то не слишком широко известно, а во всяких списках а-ля "Топ 100 книг" его и вовсе можно не встретить, ну разве что порою "Отверженных", что на мой взгляд странно, так как наряду с этой несомненно гениальной эпопей у него есть не менее прекрасные, пронзительные творения: одно из них - "Человек, который смеется". Впрочем, все это уже лирические отступления. А теперь об этой вышеназванной книге...
Мне было лет 14, когда я впервые прикоснулась к этому шедевру по совету мамы. Это, к слову сказать, и было произведением, познакомившим меня с французским гением Гюго. Тогда в первый раз я была заворожена этой книгой, которую стала без сомнения считать моей любимой. Шли годы, но на полку моих любимых, избранных книг отправились еще всего лишь две: это "Отверженные" того же Гюго и извечный "Тихий Дон". И вот мне 19. Много книг прочитано, но почему-то очень немногие по-настоящему впечатляют, оставляют след в душе, нет таких, который трогали бы так же, как трогает творчество Гюго. И я уже начинаю думать, что дело, наверное, во мне. Но вот случайно глаз упал на потертый, старый корешок "Человека, который смеется". Я решила перечитать и разобраться в своих чувствах. Не был ли вызван такой восторг незрелым возрастом, тогдашней неискушенностью в литературе, когда еще не с чем было особо сравнить? И вот, закрыв последнюю страницу этой книги, я с уверенностью говорю: нет, не за счет этого я так влюбилась в это произведение. Влюбилась я в него потому, что оно действительно гениально и бессмертно, и читать такое можно в любое время в любом возрасте, снова погружаясь в трагический, но настоящий и захватывающий мир этого выдающегося писателя.
В книгах Гюго много драмы, но конкретно в этой драма пронизывает каждую страницу, не оставляя, к сожалению, надежды на счастливый конец. С первых страниц погружаешься в мрачную, противоречивую Англию 17 века, где кучка богатых чудовищ топчет народ, задыхающийся в до безумия жестоких, несправедливых законах; где выдавливание глаз прохожим является любимым развлечением золотой молодежи, в то время как простого смертного, срубившего трехлетний тополь, ждет виселица; где в открытую под покровительством короля промышляют компрачикосы - выродки, сажающие детей в вазу для уродования их тел, чтобы потом сделать из них забаву; где еле живой мальчик, в пургу подобрав с мертвой женщины-нищенки младенца, из последних сил стучится в двери равнодушных, черных домов, найдя пристанище в жалкой лачуге бедняка, отдавшего ему и малышке свой ужин, в то время как лорды закатывают пьяные оргии в своих необъятных владениях; где, наконец, миллионы бедняков умирают во благо тысячи богатых. Сюжет книги невероятно трагичен. История изуродованного и чудом выжившего пэра, ставшего фигляром и обретшего любовь слепой девушки, которая одна не видит его уродства, история его восстановления в его прирожденных правах - казалось бы, что может быть справедливее, и тем не менее, какое же за этим взлетом крылось на самом деле падение и моральное разложение, какой разврат и порок открылись взору Гуинплена, в какой жестокий и глупый мир он попал - в мир, в котором брат вызывает другого брата, осмеянного глупой толпой, на дуэль, где любовь принимает самые развращенные формы, где по-настоящему открывается вся черная бездна человеческого тщеславия и глупости. Книга наталкивает на множество вопросов, в частности, о свободе воли и предрасположенности, о возможности выбора или же ужасающих, определенных свыше рамках, в которых суждено действовать каждому из нас. Как сильно на нас влияют обстоятельства и как много вкладываем мы сами в нашу личность? Был ли Гуинплен виноват в том, что случилось? Можно ли говорить о неком предательстве? Был ли бы он таким же благородным и чистым, не будь он лишен своего пэрства в начале жизни по трагическому стечению обстоятельств? А если его отличие от того мира, куда он имел несчастье попасть, обусловливается лишь той средой, в которой он вырос, то можно ли винить всю эту богатую знать, которая с рождения окружена пороками и не знает другой жизни, лишь пользуясь тем, что ей выпало, естественно не задумываясь о других, ведь, как известно, сытый голодного не разумеет? И как тогда бороться с человеческими грехами?
Финал произведения невероятно трагичен и мрачен, а самое что обидное, дает на минуту проблеск надежды. Вернувшись из преисподней, называемой парламентом, уже решивший покончить с собой, Гуинплен вдруг видит Гомо. И вот кажется, что все наладится, что главный герой вновь обретет рай с прекрасной, чистой Деей, что Урсус как прежде будет нежно ворчать над влюбленной парочкой. Но Гуинплен возвращается к жизни ненадолго, и скоро он скроется под черными водами океана, влекомый к той сверкающей, прекрасной звезде на небе, его Дее, покинувшей его одного в грязном мире. А рыдающий Урсус, всю жизнь отмечавший то, что он никогда не плакал - как образ любого сломленного человека, от бессилия прекратившегося бороться с суровым роком жизни, в которой справедливость равна абсурду...
А вообще, не каждая книга заставляет порой отложить себя на некоторое время чтобы просто прийти в себя от прочитанного, радостно рассмеяться или же утереть слезы - в зависимости от прочитанного. Или же хорошенько выругаться, что я и сделала, когда Балькифедро отдал Урсусу 10 гиней из двух тысяч, которые ему поручил Гуинплен. Почему-то именно на этом, казалось бы, неудивительном и вполне ожидаемом моменте меня прорвало. Такое гнусное человекоподобное создание надо еще поискать.
В общем, книга обязательна к прочтению. Именно такие произведения дарят ощущения своего единства со вселенной, своей связанности с прошлым человечества. Что может быть захватывающее, чем видеть отражение своих собственных мыслей в словах писателя, жившего столетия назад, понимать, что мир наш вечен и в круговороте сменяющих одна другую эпох возвышаются единые человеческие ориентиры, что вечна любовь и ненависть, добродетели и пороки, что весь этот бег жизни и образует наш многоликий, таинственный, порою прекрасный, а порою и ужасающий, но все-таки такой очаровывающий мир?975